Home Политология Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
13.03.2012 13:36

Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
План
4.      Специфика и функции политической системы общества
5.      Типология политических систем.
6.      Основные черты и особенности политической системы и государства в современной России.

1.      Специфика и функции политической системы общества
Власть является основным элементом всех политических процессов. Всякая политика и политические отношения это отношения по поводу завоевания, распределения и удержания власти. В качестве институционального измерения политики в современной политологии используется понятие политическая система общества. (Напомним, что понятие институциональный в современной политологии и социологии означает определенную организацию общественной деятельности и социальных отношений, их структурирование, воплощающее в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и пр. жизни общества).
Само указанное понятие оценивается исследователями неоднозначно. По мнению одних это не более чем понятие, искусственно созданный мысленный конструкт, используемый для удобства при изучении политических процессов. Другие считают, что данное понятие отражает реальный, оформившийся исторически механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Понятие "политическая система общества" получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическое изложение данной теории предложил Д. Истон в работах "Политическая система", "Системный анализ политической жизни" и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе его идеи в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества.
В Российской политологии понятие политическая система общества обычно определяется как совокупность государственных и общественных политических организаций, правовых и политических норм, принципов осуществления политической власти в обществе. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем, но при этом ошибочно было бы говорить о ее строгой иерархии, всегда четкого и логически объяснимого взаимодействия между элементами. Тем не менее для удобства изучения в политической системе как правило выделяют следующие уровни (подсистемы):
-  совокупность субъектов, носителей политической власти, сюда относятся  народ всякой страны, являющийся в условиях демократии единственным источником государственной власти, политические элиты, сообщества депутатов всех уровней, бюрократия.
-  многочисленные макро, микро и мезополитические учреждения и организации власти. Самым влиятельным из них является государство и такие его институты как правительство, парламент, верховный суд. Кроме того, сюда же относятся такие негосударственные институты как политические партии, общественно-политические организации и др.
-  нормативно правовая, она включает законы, кодексы, подзаконные акты, регулирующие деятельность политических субъектов. Центральное место здесь занимает Конституция, которая определяет сущность всей политической системы и государственного строя страны.
- культурно - идеологическая, к которой относятся разные типы политической культуры и идеологии носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. Иногда политическая идеология может институционализироваться, и становиться доктринальным основанием государства.
- коммуникативная подсистема, включает в себя все виды отношений, как между субъектами, так между субъектами и институтами политической системы. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной
Будучи целостной структурой, политическая система общества, выполняет определенные функции. Основоположники данной теории указывали на регулирующая  (управление поведением индивидов и групп путем введения норм и пр.), экстакционная  (способность системы черпать из внешней или внутренней среды экономические или финансовые ресурсы) дистрибутивная  (распределение благ, услуг, привилегий) и реагирующая (способность отвечать на импульсы, идущие от среды) функции политической системы. В отечественной  политологии существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:
1. Обобщение и согласование интересов разных групп граждан государства, разработка программы, которая обеспечит их выполнение
2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.
3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества. Распределение ценностей, полученных из внешней среды.
4. Функция политической социализации граждан и общества в целом, рекрутирование элиты.
5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.
6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и стабильности общества, достижение согласия между основными общественными группами
Выделяются также и некоторые иные функции политической системы общества. В разных странах соотношение вышеназванных функций складывается по-разному и в зависимости от этого формируются различные типы политической системы. В политологии существуют разные подходы к вопросу о типологии политической системы.
Выделяют следующие типы политической системы:
- в марксизме - тип политической системы связан с господствующим способом производства (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая политическая система).
Традиционным для европейской и современной Российской политологии является выделение англо - американской, европейско-континентальной, доиндустриальной и тоталитарной политической системы. Кроме того, иногда политическую систему связывают с политическим режимом и поэтому выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую системы. Помимо этого, можно также обозначить переходную форму политической системы, связанную с ее трансформацией из тоталитарной в авторитарную и демократическую, и наоборот.
В отношении России говорят о существовании переходной политической системы.
Особое место в рамках любой политической системы занимает государство, являющееся ее центральным компонентом. Кроме того, это так же и наиболее эффективной формой организации людей из всех, что были придуманы человечеством.
Государство это высшая концентрация власти, это способ быстро и эффективно решать очень сложные проблемы. До появления государства существовали такие формы организации людей, как род и племя, где решение основных вопросов было делом наиболее авторитетных членов общества (старейшины).
Государство определяли самым разным образом: машина управления, аппарат насилия, политически организованное общество, политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости и т.д.
В настоящее время в наиболее общем виде государство определяют как  универсальную общепризнанную политическую форму организации людей на определенной территории и обладающей особой имперской публичной властью.
Среди основных признаков государства указываются:
- территория, как очерченная границами место расположения государства.
- население, имеющее статус граждан или подданных
- публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы
- суверенитет над территорией, то есть верховенство только одной власти, над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.
- национальная система законодательства
- национальная налоговая система.
Имея сходные признаки, государства, тем не менее, существует в разных формах, критериями выделения которых являются:
во-первых, то, как организованна власть в государстве, т.е. форма правления
во-вторых,  то, как территориально устроено государство, как соотносится между собой центр и периферия., т.е. форма государственного устройства
в третьих, то, как реализуется государственная власть, т.е. форма политического режима
Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и конституционной. Первая предполагает, что исполнительная и законодательная власть, сосредоточены в руках человека, чье право быть главой государства передается по наследству. (Саудовская Аравия, Оман)
Конституционная монархия - предполагает наличие парламента, как законодательного органа и правительства, как исполнительного. Монарх здесь часто выполняет представительские функции и является главой государства (Англия, Испания).
Иногда говорят о существовании смешанной переходной форме монархического правления.
Республики:
- президентские - когда в руках  у президента сосредоточена исполнительная власть, и он вправе распускать парламент.
- парламентская - имеет президента выполняющего представительские функции, в таких республиках важное место занимает премьер - министр.
- смешанные республики. - Парламентско-президентские и наоборот.
Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.
-  унитарное государство (сильный центр, совмещающий законодательную и исполнительную власть, периферия не имеет законодательных прав.)
- федеративное государство (объединение относительно самостоятельных субъектов федерации под руководством центра). Федерации могут принимать законы, не противоречащие центральным или законы, принимаемые самостоятельно на отдельных территориях.
- конфедеративное устройство  - объединение, полностью независимых государств для решения определенных задач. (СНГ, Антанта)
По форме политического режима выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические государства.
Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.
Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы - государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.
Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое политическая система общества?
2. Какие подсистемы входят в содержание политической системы общества?
3. Какие институты являются основными элементами политической системы общества?
4. Назовите основные функции политической системы общества.
5. Назовите основные типы политической системы.
6. Что такое государство?
7. Назовите основные признаки государства.
8. Перечислите основные формы государства и их отличия друг от друга.
10. Как определяется Российское государство в Конституции страны?

ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. - Новосибирск, 1996.
2.Пугачев В.П. Политология. Высшее образование. М., 2003. - 576 с.
3. Политология: учебник. / Под ред. М.А. Василика. М., 2004. - 588 с.
4. Политология: хрестоматия. / Сост. М.А. Василик, М.С.Вершинин. М., 2004. - 588 с.
5. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.
6. Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. - М., 1998.
7. Каменская А.С., Родионов А.Н. Политические системы современности. - М., 1994.
8. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. - М., 1997.
9. Демократические режимы в современном мире: идеалы и действительность. // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2001. 10. Абсолютная монархия в России в свете концепции прав человека // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2003

Обновлено 24.03.2012 04:39
 
© 2019 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.