Home Правоведение Лекция 1. Право в системе общественных отношений
Лекция 1. Право в системе общественных отношений PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
15.03.2012 13:19
  1. Происхождение права и государства и их соотношение. Право как социальный регулятор.
  2. Источники формирования права, правовые нормы и система права: общая характеристика. Основные отрасли российского права.
  3. Правовые отношения и их состав.
  4. Правовые системы и правовые семьи.





1. Происхождение права и государства и их соотношение.  Право как социальный регулятор.

Основной формой социального регулирования в первобытном обществе выступал обычай, закреплявший устойчивый, вероятно, и наиболее рациональный вариант поведения. Обычай имеет ярко выраженный коллективистский характер – личные интересы во внимание не принимаются.

С изменением системы общественных отношений в результате разложения первобытного общества потребовались иные формы закрепления существующего порядка вещей. «На определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, — публичная власть, государство». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272). Изменяется и характер власти – она становится публичной. Органом такой власти становится государство, заинтересованное в официально установленных общеобязательных для всех правилах поведения, служащих инструментом поддержания порядка.

Таким образом, среди факторов, повлиявших на возникновения права, следует назвать имущественное расслоение и социальную стратификацию общества, при которых необходим баланс интересов индивидов и групп, возникновение государства, которое приобретает ведущую роль в правотворчестве.


Следует выделить отличающие государство признаки:

Наличие территории и разделение населения на этой территории. Территория стала важным фактором в становлении государственности, т.к. принадлежность к обществу в позднеродовой (территориальной) общине определялась уже не родственными связями, а соседством. Население начинает делиться по признаку проживания (рождения) на определенной территории, который нашел отражение и в таком современном правовом институте, как гражданство.

Наличие отделенной от общества публичной власти. Изменение характера власти проявилось в появлении специального аппарата управления, отделенного от общества, и выражающего интересы уже не всего общества, а только его части.

Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат нуждается в содержании, необходимые средства собираются с населения в виде налогов и сборов.

Обладание суверенитетом. В правовом смысле понятие суверенитета предполагает господство и верховенство государственной власти на территории данного государства, поэтому принцип суверенитета является важнейшей характеристикой внутреннего и внешнего положения государства. Также как государство является независимым в международных отношениях, только оно имеет основания реализовать власть, включая применение мер принуждения, внутри страны.

Наличие специального аппарата принуждения. Только государство обладает монополией на применение силы для реализации и защиты своих интересов. Для этого оно имеет специальные органы (суд, прокуратура, армия).

Только государство вправе издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты – законы, указы, постановления.



Становление государства и права – единый процесс, подготавливаемый всем ходом общественного развития. Учитывая специфику их появления в различных обществах, необходимо признать, что формирование государства и права возможно только на соответствующей экономической (уровень развития производительных сил, имущественное разделение общества) и социальной основе (характер социальной связи). Возражая сторонникам ведущей роли внешних факторов в образовании государства, например, военных завоеваний, защиты от агрессии, отметим, что они могли сыграть только вспомогательную роль.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять его природу, римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Будучи «регулирующей нормой политического общения», право как отмечал уже Аристотель, должно служить «критерием справедливости».

Единства в понимании сущности права нет и в современной науке о праве. Часто при определении права делается акцент на различных правах личности (отметим сразу, что это понятия не тождественные); другим вариантом понимания этого явления является сведение права целиком и полностью к закону, т.е. официально установленной государством системе законодательства, что также неадекватно отражает суть вопроса; к иной разновидности определения права можно отнести попытки придать ему статус универсального регулятора общественных отношений, стоящего на порядок выше всех остальных созданных человеком способов регулирования взаимоотношений с другими людьми – в этом случае существует опасность абсолютизации права и недооценки других факторов социального регулирования.

В целом следует признать, что представления о праве меняются с изменением общества и государства, а неадекватность определения сущности этого явления, как правило, происходит из-за принятия во внимание отдельных аспектов феномена права, без учета их взаимосвязи со всей социальной системой. Такой подход является методологически неверным.

Следует учесть и то, что оценка права может определяться и тем, в какие именно правовые отношения, с какими целями, и при каких условиях был включен субъект (субъективный аспект правопонимания). Поэтому в зависимости от юридической ситуации и ее результата для одних право – это гарантия от произвола власти, начальника, супруга и т.д., для других – способ обосновать свои притязания на собственность, для третьих – карательная система мер, реализуемых в порядке юридической ответственности. Нетрудно догадаться, что преобладание субъективной оценки в рассмотрении права ведет к потере сущности и смысла рассматриваемого явления.

Между тем ключевое значение для понимания сущности права имеет его объективный смысл, всегда выраженный в нормах права. Наличие объективности является необходимым условием, благодаря которому право выполняет свою регулирующую роль в обществе. Нормы права призваны соединить существующую в обществе правовую идеологию, т.е. представления о том, каким должно быть право, с реальностью. Однако в строгом смысле слова норма права – это не более чем логическая конструкция, отраженная в официальном документе – законе, постановлении, приказе и т.п. Поэтому с точки зрения нашей темы возникает вопрос: как происходит соединение субъективного и объективного смысла права, или каким образом право как нормативная система регулирует реальные взаимоотношения людей? Для ответа необходимо сравнить право с иными, выработанными человеком социальными нормами, и определить его специфику.

В философской литературе под нормой понимается не только общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Качественная характеристика социальной нормы заключается в том, что она отражает общественную закономерность, т.е. такую, которая отвечает природе и свойствам социальной системы, является оптимальной, либо допустимой для устойчивости коллектива. Норма – это мера общественно полезного поведения, направленного на достижение совместного результата. В итоге нормативное регулирование обеспечивает нормально функционирование социальной системы, а поведение, отклоняющее от нормы, расценивается как патология.

В юридической науке все действующие в обществе нормы разделяются на две группы – социальные и технические. Граница между ними проходит по предмету регулирования. Если технические нормы регулируют субъект-объектные отношения между человеком и окружающим его внешним миром, имеющим преимущественно неодушевленный характер, то социальные нормы — межсубъектные отношения, т.е. взаимодействие людей между собой и группами.

Возникновение и развитие системы социального регулирования является одним из важнейшим шагов в движении человека от первобытного состояния (дикости) к обществу. Значение его заключается в установлении определенных требований к личности, определении меры дозволенного и недозволенного поведении, без которой совместная жизнь в коллективе была бы невозможна. Иными словами, человеческое общество организовалось как механизм ограничения отдельных интересов в пользу всех членов общества. Это необходимо помнить и сейчас при рассуждениях о реальном объеме прав и свобод отдельной личности, поскольку не существует свободы или прав вообще; свобода человека имеет свои ограничения в необходимости и всегда исторически конкретна. Не случайно, наряду с провозглашением прав и свобод личности, конституции современных государств обременяют человека и обязанностями. Каждое общество объективно требует строгого регулирования меры дозволенного и недозволенного для того, чтобы избежать отрицательных последствий неорганизованности. Таким образом, система социального регулирования изначально призвана преодолеть частный эгоизм, обеспечивая тем самым жизнеспособность социального организма в целом.

Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно помнить, что «оно получило свое название от justitia – правда, справедливость», что право есть «искусство добра, равенства и справедливости». Таким образом, уже римляне выводили право из сферы морали. Нормы морали являются более древним регулятором взаимоотношений людей, но в отличие от права, играющего роль инструмента в социальном регулировании, и имеющего внешний характер для человека, мораль составляет сущность его жизни, выступая своеобразной внутренней цензурой человеческих поступков Отсутствие этой цензуры в социальном плане может породить серьезные проблемы, поэтому право не только поддерживает и защищает фундаментальные морально-нравственные нормы, но и непосредственно основывается на них. Таковыми являются правовые принципы равенства, справедливости, гуманности и т.п.

Особо отметим мысль о том, что вне морально-нравственного контекста право теряет свой смысл. Так, например, идея правового государства, трактуемая как верховенство закона, в этом смысле сразу вызывает вопрос: какого именно закона? Аргументом в ответе, в конечном итоге, станут морально-нравственные категории (добро, справедливость). Таким образом, право не действует или превращается в абстракцию, если не подкрепляется господствующей в обществе моралью, а устойчивые моральные нормы гарантируют стабильность системы права.

Наряду с моралью право находится в одном ряду с такими социальными регуляторами как политические, эстетические, религиозные, корпоративные нормы. В связи с этим возникает вопрос о специфике правовых норм.

Отличительные черты правовых норм от иных социальных.

Главным отличием следует считать то, что право возникло и развивалось в одно время и в связи с появлением и развитием государства. Тесная взаимосвязь государства и права является фактором, придающим особое значение праву как регулятивной системе, и выделяющим ее в едином ряду социальных норм. Это означает, что потребность в праве возникла в связи разделением родового общества на различные социальные слои, обладавшие неодинаковым статусом, и возникновением противоречий между ними. Действовавшие прежде нормы религии и морали эффективно выполнять свою задачу уже не могли, поскольку были основаны на ином (кровнородственном) типе социальных отношений. Появление публичной власти, формально стоящей над отдельными интересами в такой ситуации, потребовало «нейтральной» системы правил, обязательных для всех. Гарантом исполнения этих правил выступило государство. Таким образом, взаимосвязь государства и права получила юридическое оформление.

Право обладает выраженным системным строением, т.е. представляет собой не случайный набор случайных норм, а выверенную, упорядоченную совокупность определенных правил поведения. Признак системности означает единство и отсутствие противоречий между элементами системы. Поэтому любая правовая система для того, чтобы стать эффективной должна сложиться как целостная и органическая. В основе единства любой системы норм лежат как объективные, так и субъективные факторы. Объективными факторами выступают экономические, политические, социальные условия, на фундаменте которых и для сохранения которых создается система права. В этом смысле право должно отражать объективные потребности общества и государства и проецироваться на реально существующие в нем отношения. Субъективным фактором выступает процесс нормотворчества (создания права), задачей которого является осознание тех условий, в которых может быть реализована устойчивость и оптимальное развитие социального организма.

Право — это система норм, установленных или санкционированных государством. С учетом сказанного, речь идет о том, что правовые нормы исходят от государства. Создавать нормы права государство может непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, например, разрабатывая и принимая законопроект, издавая указы и распоряжения, а также путем передачи отдельных полномочий на издание нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям.

Право выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь воплощает в себе, согласно различным концепциям, волю господствующего класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования государства и права показал, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Это обстоятельство отмечал в начале ХХ века русский правовед Г.Ф.Шершеневич. «Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, — писал он, — то выдвигаемые ею нормы права должны, прежде всего, отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих».

Право имеет общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права, независимо от своих желаний. Общеобязательность возникает и прекращается вместе с появлением и отменой нормы права. При этом следует отметить, что общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется и на само государство. Поэтому можно сказать, что право – это система общеобязательных правил для всех.

Соблюдение норм права охраняется государством, а в случае их нарушения возможно применение государственного принуждения (юридических санкций). Именно эта черта права придает ему особую силу как социальному регулятору. Нормы религии, морали и т.п. таким свойством не обладают. Основное значение здесь имеет система разнообразных мер принуждения. При этом действенность принуждения определяется не столько его силой и масштабом, сколько осознанием нарушителем неизбежности наказания (принуждения). Государственное принуждение следует понимать как отрицание воли подвластного и оказание воздействия на его поведение с целью придать ему законопослушный характер. Поскольку применение такого принуждения является прерогативой государства и должно происходить в рамках права, то особое значение приобретает процедура (процессуальные правила) применения принуждения.

Таким образом, основным критерием, отличающим право, является его взаимосвязь с государством. В социальном плане право не бывает абстрактным, поскольку тесно связано с культурно-историческом контекстом своего формирования и обусловлено иными социальными нормами. Кроме того, право всегда отражает волю господствующих сил общества, поэтому приписывать праву роль выразителя интересов всех его членов было бы ошибкой.

На основании сказанного можно дать следующее определение праву: право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, являющихся государственным регулятором общественных отношений; выражающих обусловленную экономическими, социальными, духовными и другими условиями жизни государственную волю, издаваемых или санкционируемых государством в определенных формах и охраняемых от нарушений возможностью применения государственного принуждения.

Основные подходы к пониманию права и их значение для правоприменения.

В юридической науке исторически сложилось несколько подходов к пониманию сущности права. Наиболее известными стали естественно-правовой, исторический, психологический, нормативистский, социологический.

Естественно-правовая теория возникла в период античности и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и др. римских юристов. Однако как самостоятельное направление правопонимания она сложилась в период буржуазных революций 17-18 веков (Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) Эта теория исходила из существования двух систем – естественного права и законодательства (позитивного права). Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. В отличие от позитивного естественное право независимо от государства, т.к. происходит из всеобщих нравственных принципов разумности, справедливости и слагается из прирожденных неотчуждаемых прав человека на свободу, равенство, собственность, безопасность и т.п. Их охрана должна быть целью государства. Логическим выводом из такого правопонимания стало признание возможности несоответствия двух систем права, а также права граждан на сопротивление власти, если она не отражает их интересы, что нашло отражение, например, в Декларации о независимости США. Естественно-правовая теория права отразила интересы тех социальных слоев, которые выступали носителями новой, капиталистической стадии общественного развития и были заинтересованы в установлении новых общественных отношений.

Историческая школа права сложилась в первой трети 19 века в Германии (Густав Гуго, Савиньи, Пухта). Она исходила из отрицания возможности существования единого для всех народов права. Право каждого народа есть проявление народного духа и результат исторического процесса. В формировании права решающая роль отводилась уже не государству, а сложившейся практики взаимодействия между субъектами. Считалось, что закон не единственный и не основной в ряду источников права. На первое место выдвигался обычай как естественным образом сложившийся порядок вещей. Из исторической теории следовало, что любое социальное явление, даже такое как рабство, оправдано, если оно исторически сложилось и стало привычным. Таким образом, историческая школа отразила особенности Германии того времени, остававшейся раздробленной в политическом отношении страной в условиях отсутствия единой централизованной власти.

Психологическая теория права возникла в начале XX века и была основательно разработана Л.И.Петражицким. Данная теория приняла во внимание, прежде всего, субъективный аспект права или правосознание человека. Петражицкий считал, что поведение человека определяется тем, как он воспринимает правовую реальность. Он различал официальное (позитивное) и интуитивное право и утверждал, что позитивное право мало доступно гражданам, т.к. не отражает их действительных психологических состояний. Интуитивное право наоборот основывается на человеческих эмоциях – импульсивных переживаниях, побуждающих человека совершить определенные действия. Эмоции он разделял на нравственные (императивные) и правовые (императивно-атрибутивные). Разница между ними, как считал Петражицкий, заключается в том, что нравственные эмоции не содержат обязательств одного лица в отношении другого. У другой стороны не возникает права потребовать выполнения от меня какой–либо обязанности. Иное дело правовые эмоции, которые предполагают двухсторонние отношения, где одно лицо приобретает обязательства в отношении другого, а у последнего возникает право потребовать выполнения этой обязанности.

Значение теории Л.Петражицкого заключается в привлечении внимания к психологии поступка человека, вступающего в правоотношения. Его теория утверждает, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии, не зная психического мира и мотивов поведения человека.

Нормативная теория права в наибольшей степени была разработана Г.Кельзеном, который поставил право в полную зависимость от государства. Право здесь – это иерархическая система норм, построенная по принципу соответствия низших норм высшим. Вершиной этой системы выступали конституционные нормы. Суть нормативной теории состоит в понимании права, исходя из содержания самого права. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, который обеспечен принудительной силой государства. Поскольку государство было представлено как воплощение правопорядка, а право как порядок должного поведения, эти понятия были отождествлены. Нормативный подход подчеркивает такие свойства права как нормативность и формальную определенность и имеет большое значение для обеспечения стабильности права. Вместе с тем, такое правопонимание является достаточно ограниченным в социальном плане, поскольку игнорирует взаимосвязь права с иными явлениями общественной жизни – моралью, интересами различных сил, потребностями общества.

Социологическая теория права оформилась во второй половине ХIХ века и во многом противостоит нормативной, исходя из того, что основания права заключаются не в букве закона, а в реальной практике применения права. Основным тезисом сторонников этого подхода стало утверждение: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». При таком понимании решающую роль в формировании права приобретает практика применения права – деятельность должностных и юридических лиц, судопроизводство. Особенность данного подхода – под правом понимается совокупность отношений, возникающих и существующих независимо от каких-либо раз и навсегда установленных норм, т.е. право постоянно создается в процессе применения. Социологический подход эффективен для выявления новых, ранее неизвестных явлений правовой реальности, но одновременно он ведет к разрыву между правом и законом.

Приведенные выше концепции правопонимания позволяют сделать вывод о существовании разных позиций в осмыслении феномена права. Предпосылки тому можно найти в социокультурной обусловленности правовых норм. Однако при этом надо учитывать и основное назначение любого права – регулирование общественных отношений, что позволяет ему быть важным инструментом управления. Поэтому вопрос о содержании права – это одновременно и вопрос о том, как необходимо управлять в данных социальных условиях. Однозначного ответа в этом плане получить невозможно.

Другим выводом можно считать то, что право призвано, с одной стороны, отразить интересы конкретных социальных слоев и защитить их, но, с другой, обеспечить целостность и стабильность общественного организма путем сбалансирования разных интересов и закрепления существующего правопорядка.

2. Источники формирования права, правовые нормы и система права: общая характеристика. Основные отрасли российского права

Право состоит из действующих в данном обществе правовых норм, которые составляют основу права. Норма права – общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в учредительной или регулятивной форме, являющееся государственным регулятором общественных отношений и охраняемое им. Правовые нормы обладают определенной структурой, в которой выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. В кратком виде она может быть выражена формулой «если-то-иначе». Каждый структурный элемент нормы права имеет свое особое место и назначение.

Гипотеза – указывает на условия (юридические факты), при которых норма права вступает в действие. С помощью гипотезы предусматриваемый далее в диспозиции абстрактный вариант поведения применяется к конкретным лицам, событиям, месту, времени и другим жизненным обстоятельствам. Выделяют простые (содержащие одно условие) и сложные (два и более) гипотезы. Пример простой гипотезы: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме», сложной: «Не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительски х прав…».

Диспозиция – это основа правовой нормы. Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения. Диспозиция – это модель правомерного поведения.

Санкция – предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности. В санкциях особенно наглядно проявляется неразрывная связь права и государства. Она вступает в силу в случае совершения правонарушения в целях пресечения противоправных действий и восстановления нарушенного права.

Санкции юридических норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества, лишение свободы; к административно-правовым — штраф, конфискация предмета правонарушения, лишение специального права, административный арест; к гражданско-правовым – взыскание убытков и неустойки, возмещение ущерба. Отдельно выделяются дисциплинарные взыскания, возникающие по фактам нарушения трудовой дисциплины — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Каким же образом формируются правовые нормы? Ответ на этот вопрос дает рассмотрение источников права. В российской правовой системе в качестве источников права утвердились правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм, возник на основе многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов поведения людей. (Ст. 19 ГК РФ: «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Правовой прецедент – решение по определенному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел. Он может быть как судебным, так и административным. При отсутствии полной аналогии он предоставляет судье или должностному лицу право оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств.

Правовая доктрина – это концептуальные систематизированные представления, исходящие от государства, либо лиц, пользующихся авторитетом или занимающих известное положение в обществе (юристов, религиозных деятелей и т.п.), служащие теоретической основой для разработки законов или принятия судебных решений.

Нормативный договор – это соглашение сторон, имеющее правотворческий характер, и выраженное в правовых нормах. В качестве сторон в нормативном договоре выступают государство и юридические лица. В отличие от договоров-сделок такой договор содержит нормы общего характера, т.е. те, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. (Например, Федеративные договоры между федеральной властью и субъектами РФ).

Нормативно-правовые акты – наиболее современный источник права. Под нормативными актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному числу субъектов. Все нормативно-правовые акты в РФ функционируют как единая система. В зависимости от юридической силы они разделяются на законы и подзаконные акты.

Законы – это принятые в особом порядке акты законодательных органов власти, обладающие высшей юридической силой, и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Различают законы конституционные (закрепляют основы государственного строя, являются базой для текущего законодательства) и текущие (принимаются на основе и во исполнение конституционных).

Подзаконные акты – нормативно-правовые акты, издаваемые во исполнение законов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы (как нормативные, так и ненормативные) и инструкции (всегда нормативные) министерств, государственных комитетов и ведомств).

В совокупности нормы права представляют собой систему права. Под системой права понимается его внутренняя структура, которая отражает реально существующие и развивающиеся отношения. Система права показывает, из каких элементов состоит право, и как они соотносятся между собой.

Основанием деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Иначе, это вся сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией (правовое поле). Предмет является основополагающим материальным критериям деления права на отрасли, т.к. он имеет объективное содержание и не зависит от воли законодателя.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения, или как право реализует свою регулятивную функцию (убеждение, приказ, дозволение, наказание). Противоположными методами регулирования, например, будут являться императивный, используемый в публичных отраслях права, основу которого составляет предписание совершить действие или воздержаться от его совершения, требующее однозначного толкования и неукоснительного исполнения, и диспозитивный метод, базирующийся на предоставлении субъектам определенных прав, а также возможно самостоятельно установить для себя те или иные права и обязанности. Диспозитивное регулирование находит применение в частном праве, например, гражданском.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) институт права; в) отрасль права.

Норма права – исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права – группа правовых норм, регулирующая конкретный вид отношений. Правовой институт – это первичная общность в структуре права (В трудовом праве – институт трудового договора, в уголовном – институт преступления, в гражданском – дарения, сделки). В некоторых отраслях права можно говорить о существовании субинститутов права, представляющих собой разновидность институтов (преступления против жизни, порядка управления).

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений. Так, имущественные отношения регулируются гражданским правом, а совместная деятельность людей в процессе труда – трудовым правом). К выделению отраслей приводит как своеобразие данных отношений и их удельный вес, так и необходимость использования особого метода регулирования. Но далеко не все отрасли права равнозначны, поэтому в некоторых отраслях выделяются в свою очередь подотрасли права (в гражданском – авторское, жилищное, наследственное). Они регулируют отдельные общественные отношения, обладающие своей спецификой.

Таким образом, система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, обладающая внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

На основе предмета правового регулирования и соответствующего ему метода в российском праве традиционно выделяются такие отрасли, как конституционное, административное, трудовое, уголовное, гражданское право, подотраслями которого являются семейное, наследственное, авторское. Среди отраслей, получивших толчок к бурному развитию после юридического оформления в России рыночных отношений, находятся финансовое, бюджетное, налоговое право.

К числу комплексных отраслей, возникших на основе сочетания как традиционных, так и новых правовых институтов и соответствующих методов регулирования правоотношений, следует отнести хозяйственное (предпринимательское), коммерческое право, а также такую активно развивающуюся под влиянием информационных технологий в настоящее время отрасль как информационное право.


3. Правовые отношения и их состав

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для государства, общества. Это, прежде всего, отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, семейные и т.д. Остальные отношения либо не регулируются совсем, либо регулируются отчасти. Таким образом, любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение.

Характерными признаками правоотношений являются следующие:

  • Правоотношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм;
  • Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые принято называть субъективными;
  • Правоотношения имеют волевой характер. Прежде чем сложиться правоотношение должно пройти через сознание и волю людей;
  • Правоотношения охраняются государством;
  • Отличаются индивидуализацией субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей.

Таким образом, правоотношения можно определить как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимных юридических прав и обязанностей.

В состав правоотношения входят следующие элементы: субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность.

Круг субъектов правоотношений зависит от государства. Субъекты разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты имеют более обширную классификацию, в которую включаются государство и его органы, общественные объединения, субъекты РФ, административно-территориальные единицы, религиозные организации, специальные субъекты (юридические лица) и другие.

Признаки юридического лица определены в ГК РФ. К ним относятся: имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Далеко не всякий коллектив может выступать субъектом права. Субъектами права выступают устойчивые образования, характеризуемые единством воли и целей, внутренней организацией, образованные в соответствии с правовыми нормами.

Обязательным условием возникновения правоотношений является правосубъектность - способность участников правоотношений быть субъектами права. Различают общую правосубъектность и специальную. Общей обладают лица, достигшие 18 лет, являющиеся дееспособными. Специальная – необходима для некоторых правоотношений, где субъекты должны иметь специальные звания, определенный возраст, соответствовать дополнительным требованиям (21 год для избрания депутатом Гос. Думы; 25 лет, высшее юридическое образование и 5-летний стаж работы — для занятия должности судьи). Правосубъектоность слагается из двух основных элементов – правоспособности, дееспособности.

Правоспособность – способность индивида иметь субъективные права и юридические обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается в связи со смертью. Ограничение субъекта в правоспособности не имеет под собой юридической силы.

Дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности. У физических лиц она возникает не сразу и может зависеть от разных факторов: возраста; психических свойств; законопослушности субъекта; религиозных убеждений; в некоторых отраслях — наличия близкого родства (семейное, административное право). Как правило, право- и дееспособность у индивида совпадают, но возможно и их разъединение.

Применительно к государственным и негосударственным организациям правосубъектность находит свое выражение в их компетенции. Компетенция – совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций. Компетенция имеет строго определенные рамки и устанавливается нормативно-правовыми актами.

Субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения. Субъективное право – это мера дозволенного поведения, в нем всегда заключен интерес субъекта – материальный, семейный, политический. Юридическая обязанность – необходимое поведение субъекта. В отличие от прав, пренебречь обязанностями невозможно.

Объекты правоотношений – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. Объектами могут выступать предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные права, поведение участников правоотношений.

Наряду с нормами права и правосубъектностью, необходимой предпосылкой правоотношений выступают юридические факты. Это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (право на поступление в вуз реализовывается только после успешной сдачи экзаменов). Как правило, юридические факты указываются в гипотезе правовой нормы. Классифицировать юридические факты можно по связи с волей участников правоотношений: действия и события. Действия определяются волей субъектов, в этом смысле они могут быть правомерными и неправомерными. События – это факты, происхождение которых не связано с волей участников данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие).


4. Правовые системы и правовые семьи

Важной категорией теории государства и права является понятие правовой системы. Право и правовая система соотносятся как часть и целое. Правовая система – обширная реальность, охватывающая собой всю совокупность однородных юридических явлений, с помощью которых власть оказывает воздействие на общественные отношения. Право составляет ядро и нормативную основу правовой системы, но не сводится к ней. Существует множество других элементов: правосудие, юридическая практика, правоотношения, правовые учреждения и т.д. Ценность понятия правовой системы заключается в возможности представить весь комплекс отношений, в который оказывается включенным человек, вступивший в правовые отношения, а также иные, помимо собственно юридических, механизмы и мотивы того или иного поведения. Рассмотрим соотношение понятий правовая система, правовая семья и группа правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии государства. Она выступает как единичное, частное. В мире их насчитывается около 200. Современная российская правовая система организована на федеральной основе. В каждом субъекте РФ допускается своя правовая система, имеющая местные особенности, однако все они существуют на основе верховенства Конституции РФ. Таким образом, единство общероссийской правовой системы достигается за счет обязательности соблюдения федеральных правовых норм.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Выделяют следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую.

Семья общего или англо-саксонского права возникла на основе права Англии 10-13 в., действовавшего в виде судебных обычаев. Обобщая сложившуюся практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами сложившихся отношений, и на этой основе вырабатывали юридические принципы. Совокупность этих решений (прецедентов) была обязательной для судов и составила систему общего права. Присутствие прецедентов в качестве источников права определяет специфику общего права.

Исторические корни романо-германской правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н.э. – VI в. н.э.). В качестве основного источника используется писаное право – юридические нормы, сформулированные в законодательных актах государства. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации норм права в конкретных судебных и административных решениях. Судья романо-германской правовой семьи уже не следует ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного или конституционного суда, но осуществляет процесс квалификации тех или иных обстоятельств на основе нормативных актов.

В качестве источников в традиционных (построенные на обычном праве, Япония, страны Африки) и религиозных правовых системах (мусульманское, индусское право) используются исторические традиции, либо религиозные тексты (Коран, сунны).

Существование различных правовых семей имеет глубокие исторические и культурологические корни, связанные с особенностями развития государств, и продолжающие оказывать свое влияние на это развитие. Различие правовых систем есть отражение этих особенностей.

Обновлено 24.03.2012 06:24
 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.