Home Правоведение Лекция 2. Конституционное право
Лекция 2. Конституционное право PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
15.03.2012 13:22
  1. Конституционное право как ведущая отрасль права РФ: предмет и особенности.
  2. Юридические свойства и сущность Конституции РФ.
  3. Конституционный строй РФ и его основы.



1. Конституционное право как ведущая отрасль права РФ: предмет и особенности

Конституционное право как отрасль обладает особым статусом в системе права РФ, что определяется содержанием регулируемых им отношений, а также применяемой для этого юридической формой.

Особенность конституционного права состоит в его фундаментальном характере по отношению к другим отраслям. Именно здесь особенно заметна взаимосвязь права с социальной реальностью, сильнее проявляется эффект от каких-либо изменений правовых конструкций. Причиной тому выступает своеобразие предмета конституционного права: его составляют отношения, складывающиеся во всех сферах общественной жизни, но далеко не все, в связи с чем конституционно-правовое регулирование в различных сферах неодинаково. Предметом конституционного права являются базовые, основополагающие социальные отношения, обеспечивающие целостность и жизнеспособность общества. Рассмотрим их.

Отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность. Нормы конституционного права определяют принципы, на которых основано устройство государства и общества. В них отражается качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, т.е. общие основы функционирования всей политической системы. Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ называются «основы конституционного строя».

Предмет конституционного права составляют также общественные отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. В этом смысле Конституция (гл. 2) закрепляет основы правового статуса членов общества. Ядром этого института являются права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3. Особенность государственного устройства РФ определяет то, что Конституция устанавливает порядок взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование отношений и обеспечение целостности государства достигается за счет разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Целостность общества достигается также за счет единого механизма управления социальными процессами. Таким механизмом является система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Учитывая то, что одной из основ конституционного строя России является принцип народовластия, к предмету конституционного права относится регулирование отношений, связанных с законодательными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права (административного, муниципального, уголовно-процессуального).

Таким образом, конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти, систему местного самоуправления.

Специфика конституционно-правовых норм определяется 1) их содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающим здесь является Конституция РФ. 3) своеобразием видов (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи); 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех других правовых форм порядок; 5) особым механизмом реализации, которая связана с отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния субъектов в составе РФ); 6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, нации и народности, законодательные органы государственной власти; 7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы -–гипотеза, диспозиция и санкция. В данном случае имеются гипотеза и диспозиция, и только в отдельных случаях – санкция.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Следует выделить нормативные правовые акты
действующие на всей территории РФ (Конституция РФ, общефедеральные законы). Конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения; по порядку принятия; по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
акты, действующие только на территории конкретного субъекта или муниципального образования. К ним относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы: уставы (положения). Незавершенность к настоящему времени процесса формирования системы права России объясняет такую особенность источников конституционного права, как включение в их число отдельных законов бывшего Союза ССР в той их части, которая не противоречит Конституции РФ.


2. Юридические свойства и сущность Конституции РФ


В Конституции РФ 1993 г. заложены общедемократические начала. Согласно ей, полноправными гражданами считаются все, кто согласен и не согласен с Конституцией. Кроме того, она принимается при участии большинства граждан, обеспечивая одновременно права меньшинства.

По своей структуре Конституция РФ 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов, первый из которых приводит собственно сам текст Конституции, а второй – заключительные и переходные положения.

В отличие от прежних конституций, действующая устанавливает приоритет прав и свобод человека, рассматривает их как высшую ценность. При этом простой декларацией она на ограничивается, а определяет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конституция признала международное законодательство составной частью российской правовой системы, а это означает, что права и свободы человека гарантируются согласно общепризнанным нормам международного права. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы – с этого времени на нее распространяется действие европейских конвенций о защите прав и свобод.

В содержании Конституции зафиксирован переход на парламентскую систему, проведен принцип разделения властей, закреплены начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципы разграничения полномочий между ними.

Конституция как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное место в правовой системе современного государства, характеризуется следующими юридическими свойствами:

Верховенство и высшая юридическая сила Конституции - она обладает прямым действием и применением на территории РФ по отношению к иным нормативно-правовым актам как РФ, так и ее субъектов. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования целостного государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. Вне этих рамок за субъектами обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Особый субъект, который устанавливает Конституцию. Нормы Конституции имеют учредительный, первичный характер.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве является народ, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью, т.е. правом принимать конституцию и с помощью нее учреждать основы общественного и государственного устройства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы для последующего регулирования правоотношений. Для установления положений конституции не существует правовых ограничений.

Предусматривается особый порядок изменения и особая охрана конституции. Этим достигается стабильность основного закона страны. В первой статье главы 9 Конституции РФ перечисляются субъекты, обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного закона. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В период временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства последний не вправе выступать с предложениями о поправках и пересмотре положений Конституции (статья 92), хотя Правительство обладает такими полномочиями. По всей видимости, законодатель связал это с особым статусом Президента как лица, избираемого всем населением, и с тем, что пересмотр Конституции может повлечь серьезные изменения в государственном устройстве страны. Изменения Конституции возможны путем либо пересмотра положений Конституции, либо внесения в нее поправок.

Первая модель – пересмотр Конституции. Пересмотром Конституции РФ считаются изменения положений наиболее значимых глав - 1, 2 и 9, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам личности, порядку пересмотра Конституции. Любое изменение в этой области отражается на форме и содержании государственности, поэтому любая корректировка главы влечет изменение основ государства.

Изменение положений 1 и 2 глав происходит в оговоренном Конституцией порядке: сначала предложение о пересмотре должно быть поддержано обеими палатами Федерального Собрания (3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), после чего следует созыв Конституционного Собрания. К сожалению, структура, порядок образования этого органа, объем его полномочий парламентариями до сих пор не согласованы. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект нового Основного закона, в случае если будет дано согласие на внесение поправок в главы 1, 2 и 9. Иными словами, любые изменения, с которыми согласится Конституционное Собрание, неизбежно повлекут принятие новой Конституции.

Конституционное Собрание должно быть тем специальным институтом, который вправе вносить поправки в главы 1, 2, 9. Его конституционно - правовой статус целесообразно закрепить в Конституции, тем самым будет невозможно менять его структуру и полномочия, установленные федеральным конституционным законом. Это придаст стабильность и правовую основу процедуре пересмотра Конституции.

Часть 3 статьи 135 определяет, что Конституционное Собрание может решить вопрос о принятии новой Конституции самостоятельно или вынести ее проект на общероссийский референдум и тем самым как бы усилить легитимность главного законодательного акта. Текст Конституции позволяет предположить, что законодатель мыслил прохождение Конституции через референдум лишь в крайних случаях (противоречивый общественный резонанс по проекту Основного закона, политическая нестабильность, несогласие субъектов Федерации и т.д.), поскольку, с его точки зрения, это не самый эффективный способ принятия основополагающего закона государства. Вместе с тем наличие двухвариантного способа принятия Конституции представляется вполне оправданным, так как позволяет Конституционному Собранию учитывать особенности политико - правовой обстановки в стране.

Вторая модель - внесение поправок в главы 3 - 8, которые затрагивают федеративное устройство и систему государственных органов. Поправки принимаются здесь в два этапа: сначала - в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть Федеральным Собранием, после чего для вступления поправок в силу законопроекту требуется одобрение законодательных органов не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Эта процедура в соответствии с Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации" достаточно сложна и растягивается более чем на год, что не позволяет быстро реагировать на изменения в общественно - политической жизни страны. Зато побуждает тщательнее подходить к проблеме поправок в Конституции и начинать процедуру их внесения только при реальной необходимости. Кроме этого, в принятии поправок участвуют как центральные законодательные органы, так и органы субъектов Федерации: это соответствует международной практике и не нарушает принцип федерализма.

Любое упрощение процедуры, например принятие федерального конституционного закона только парламентом Российской Федерации, может вызвать опасную практику внесения поправок, вызванных сиюминутными настроениями парламента, обусловленных экономической ситуацией, лоббистскими интересами или политическими пристрастиями. Контроль Президента РФ в этом случае отсутствует, так как в соответствии со статьей 108 Конституции он обязан подписать федеральный конституционный закон.

Третья модель - это поправки, вносимые в статью 65, посвященную составу субъектов Федерации. Они могут касаться образования нового субъекта в составе Российской Федерации, изменения конституционно - правового статуса субъекта и принятия нового субъекта в состав Российской Федерации. В соответствии с юридической природой вносимые в данную статью изменения не устанавливают новых положений в федеративном устройстве, речь идет лишь о корректировке количества субъектов, их статусе. Поэтому изменения статьи 65 не нуждаются в особой процедуре оформления, регулируются федеральным конституционным законом.

Инициатором данной поправки (если следовать букве и духу пунктов "а" и "б" статьи 71), как правило, выступает субъект, желающий изменить свой конституционно - правовой статус или образовать новый субъект совместно с другим субъектом. Порядок принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта должен определяться федеральным конституционным законом.

Как следует из части 2 статьи 137, изменения наименований субъектов Российской Федерации могут осуществляться в упрощенной форме - Указом Президента РФ на основании решения субъекта, принятого в установленном порядке. В спорных случаях Президент может использовать свои полномочия, основанные на части 1 статьи 85 Конституции: согласительные процедуры и другое.

Сказанное приводит к выводу: вопрос о принятии поправок в основополагающие главы Конституции, особенно в части, относящейся к роли Конституционного Собрания в процедуре внесения поправок в главы 1, 2 и 9 не продуман.

Для решения проблемы законодателю важно решить две первоочередные задачи: а) определить перечень изменений (например, формы правления, политического режима, принципов федерализма), которые влекут за собой изменение действующей Конституции; б) установить различный режим внесения изменений в 1 и 2 главу Конституции.



3.Конституционный строй РФ и его основы

Наличие в государстве конституции не означает, что такое государство можно считать конституционным. Основным признаком конституционного государства является подчинение государства праву, для чего необходимы соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают конституционный строй. Отсюда, конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции РФ.

Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Соотношение "государство - человек" принципиально поменялось. Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Права и свободы могут быть ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56 Конституции). Они определяют правовой статус человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы. Основы правового статуса личности включают в себя следующие элементы:
- правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.  Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;
- юридически закрепленные общие принципы статуса личности (равноправие, неотъемлемость прав и свобод);
- основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, независимо от реализации им своей правоспособности.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве РФ», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Гражданство определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В законе государство устанавливает основания, по которым лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере. С личности сняты многие ограничения, которые низводили ее экономический интерес до заработной платы, как правило, на государственном предприятии или в государственном учреждении, организации.

Согласно действующей Конституции частная собственность признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственная собственность. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, а также стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного вмешательства в интересы собственников, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации (см. ст. 8).

Государство утрачивает свое безраздельное господство и в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В то же время государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию в качестве ведущей, основной силы политической системы общества, создавать какие-либо льготы и преимущества для деятельности одних партий перед другими.

Нельзя развивать рыночные отношения в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, признавая государство и органы местного самоуправления единственными хозяевами земли. В ч. 2 ст. 9 содержится положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Сообразно экономической основе Российской Федерации, ориентированной на рыночные отношения, достраивается и совершенствуется государство и его органы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. На первый взгляд положение лишь редакционно отличается от соответствующей записи в ч. 2 ст. 68 Конституции 1978 г., утверждавшей, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Однако названные положения качественно различны по организационно - правовым формам, в которых народ может осуществлять свое полновластие.

Во-первых, Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать, что он назначается Президентом Российской Федерации, однако не определены ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни количество голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.

Референдум и свободные выборы – формы непосредственного волеизъявления народа. Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» г. определяет референдум как всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. На референдум обязательно выносится вопрос о принятии конституции, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Во-вторых, конституционное умолчание относительно вопросов народовластия позволило изъять из государственно - правовой практики такие формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также не содержит права населения вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Население ограничено в возможностях действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов и должностных лиц.

Согласно ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", принятого Государственной Думой в июне 2004 г., на референдум не могут выноситься, в частности, вопросы досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента и Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования).

В-третьих, в два раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом Российской Федерации вопроса о проведении референдума. По действующему Федеральному конституционному закону требуется не менее 2 млн. голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 50 тысяч из них.

Принцип федерализма - определяет основы государственно-территориального устройства России. Государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория РФ образуется из территорий ее субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и 1-ой автономной области, - с которыми РФ заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Правовой основой федерализма является требование исполнения Конституции РФ, федерального законодательства всеми ее субъектами. Единственной суверенной властью на территории федерации является государственная власть. Она опирается на волю всего народа федерации. Особенность РФ в том, что она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Порядок образования свидетельствует о том, что РФ носит не договорной, а конституционно-правовой характер, т.е. была провозглашена. Ее субъектами являются не только бывшие автономии, но и области, города. В данный момент в РФ действует только одна форма автономии – административная, от которой следует отличать национально-культурную автономию, представляющую собой общественное объединение граждан РФ, относящихся к определенным этническим общностям.

Важнейшим принципом конституционного строя РФ является принцип социального государства. В общем виде - это система гарантий определенного жизненного уровня и обеспечение достойных условий жизни гражданам РФ. Составной часть этой системы выступают право на труд, право на защиту от безработицы, гарантии минимального прожиточного уровня, МРОТ, гарантии семье, материнства, детства, развитие системы социального обеспечения. Способом выступает преодоление социального неравенства. Главной задачей социальной политики РФ является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Таким образом, в структуре института основ конституционного строя выделяются несколько групп правовых норм: политические (приоритет прав и свобод человека, политический плюрализм, правовое государство, федеративное устройство, республиканская форма правления), экономические и социальные (многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности, приоритет социальной политики) и духовные (идеологический плюрализм, светское государство).


Обновлено 24.03.2012 06:08
 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.