Home Правоведение Лекция 8. Экологическое право
Лекция 8. Экологическое право PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
15.03.2012 13:32
  1. Объект, предмет и источники экологического права.
  2. Основные принципы природоохранного законодательства.
  3. Правовое регулирование природопользования.
  4. Экологический контроль и ответственность.

1.

Уровень развития промышленности во второй половине ХХ века привел к ситуации, когда природа перестала справляться с нейтрализацией того количества выбросов вредных веществ, которых производили промышленные предприятия. Интенсивная разработка полезных ископаемых, строительство дорог, каналов и водохранилищ нарушало сложивший баланс в природе. Появились новые вещества, которых раньше не было в природе. Это, прежде всего, пластмассы. Воздействие человека на природу достигло таких масштабов, что поставило под угрозу само существование человека. Стремление к удовлетворению материальных потребностей столкнулось с угрозой здоровья людей и самой жизни на планете. Возникла необходимость ограничить, подвести под правовое регулирование все антропогенное воздействие на природу. Так возникла новая отрасль права – экологическое право.

Экологическое право – отрасль права, а именно система правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов, как физических, так и юридических лиц. Причем вопросы регулирования воздействия на окружающую среду имеет два аспекта: во-первых, охрана окружающей среды от вредного воздействия человеческой деятельности и, во вторых, регулирование использования природных ресурсов. Воздействие человека невозможно избежать. Но возможно ограничить вред, наносимый природе, минимизировать негативное воздействие на биосферу.

Экологическое право – весьма сложная, комплексная отрасль права, состоящая из правовых норм, которые в свою очередь группируются в земельное, водное, лесное, горное. В основе лежат нормы, регулирующие общие принципы охраны природы и регулирования природопользования, которые и образуют ядро экологического права.

Общим объектом экологического права выступает окружающая среда, природа планеты Земля, те уникальные условия, благодаря которым существует сама жизнь. Но столь общее определение достаточно трудно для практического применения права, поэтому окружающую среду рассматривают как совокупность, единство, состоящее из отдельных элементов, каждый из которых получает свой механизм правовой защиты и регулирования. Таких компонентов окружающей среды несколько: 1) природная среда; 2) природный объект; 3) природно-антропогенный объект; 4) антропогенный объект.

Природная среда является частью окружающей среды, которая, в свою очередь, распадается на землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни.

Природная среда состоит из отдельных, ограниченных в пространстве объектов (лесов, рек, водоемов и т.п.), которые имеют либо исключительно природное происхождение (природные объекты), либо преобразованные в результате деятельности человека (природно-антропогенные объекты). Особо выделяются объекты, не имеющие естественного, природного происхождения (антропогенные объекты).

Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые возникают в связи с использованием и охраной окружающей среды. 

Источниками экологического права выступают все нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права, экологические отношения.

Основой экологического права является Конституция Российской Федерации, в статье 9 которой указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На данной норме основывается все законодательство в сфере природопользования.

Природоохранное законодательство основывается на норме, указанной в статье 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это относится к основным правам человека и гражданина, закрепленной в Основном законе государства и охраняемой его силой.

Второе место среди источников экологического права занимают федеральные законы. Особую роль среди них занимает Закон «Об охране окружающей среды», принятый Государственной думой 20 декабря 2001 года, в котором детализируется и конкретизируется конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и закрепляет обязанность каждого лица, физического либо юридического, бережно относиться к природным богатствам.

Иные федеральные законы, регулирующие порядок бережного природопользования, образуют земельное, водное, лесное законодательство, в центре каждого из которых находится свой кодекс: Земельный, Водный, Лесной. Иные законы формируют законодательство о недрах, горное законодательство, законодательство о животном и растительном мире. Отрасль экологического права постоянно совершенствуется, развивается и дополняется новыми законами и другими нормативными актами.

2.

Под принципами права понимаются принципиально важные идеи и положения, которые лежат в основе построения и функционирования отдельных институтов права, отрасли права, правой системы в целом.

Принципы экологического права, на основе которых должна осуществляться любая хозяйственная деятельность, в наиболее развернутом виде представлены статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– ответственность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– независимость контроля в области охраны окружающей среды;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

– учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

– обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

– обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

– сохранение биологического разнообразия;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

– ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

– организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

– участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

– международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3.

Согласно статье 72 Конституции РФ, природопользование, также как и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Полномочия в этой сфере распределяются между органами федеральными (законодательной и исполнительной власти), органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления таким образом, что за каждым из них закреплен определенный круг вопросов, которые они должны решать, дополняя друг друга.

Основными методами регулирования природопользования является экономико-правовое регулирование. Смысл этого метода состоит в том, что добыча или использование природных ресурсов сопровождается отчислениями в федеральный, региональные и муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды. И чем активнее используются природные ресурсы, тем больше отчисления. При этом необходимо помнить, что такие объекты как заповедники, особо охраняемые территории вообще исключены из промышленного использования.

Предметом правого регулирования здесь выступают природные ресурсы, которые определяются как компоненты природной среды, природные объекты и природно - антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Использование природных ресурсов подлежит оплате. Использование – это не только эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, но и использование рекреационных возможностей природы по утилизации продуктов деятельности человека, прежде нейтрализации вредных выбросов промышленных предприятий, а также бытовых отходов.

Особый вид экономико-правового регулирование составляет механизм возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Нарушители экологического законодательства несут материальную ответственность не только перед государством за нарушения экологического законодательства, но перед конкретными лицами, которым нанесет ущерб или причинен вред.

4.

Экологический контроль в области окружающей среды осуществляется прежде всего федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации, которые и образуют государственный экологический контроль. Порядок осуществления контроля, перечень объектов контроля, перечень должностных лиц, осуществляющих контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) определяется Правительством РФ. Подобные структуры могут создавать и субъекты РФ, в соответствии со своим законодательством.

Государство не единственный субъект, осуществляющий надзор соблюдением экологического законодательства. Наряду с государственным экологическим контролем существует другие виды контроля, а именно производственный, муниципальный и общественный контроль.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется на территории конкретного муниципального образования самими органами местного самоуправления или специально уполномоченными ими органами, что должно быть отражено в нормативно-правовых актах органа местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законов и нормативных актов в области охраны окружающей среды. Данный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами в соответствии с действующим законодательством.

Закон не наделяет общественные и некоммерческие организации полномочиями в осуществлении охраны окружающей среды. Результаты общественного контроля, представленные в органы федеральной, региональной или муниципальной власти, подлежат обязательному рассмотрению и принятию решения.

Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся охраны окружающей среды, влечет за собой дисциплинарную, гражданскую (имущественную), административную и уголовную ответственность. В Уголовном кодекса РФ выделена целая глава, под названием «Экологические преступления». В ней предусматривается уголовная ответственность, в том числе и в виде лишения свободы, за загрязнение вод, нарушения правил охраны и использования недр, загрязнения атмосферы и морской среды, незаконную добычу животных и растений, уничтожение или повреждение лесов, за незаконную охоту, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и др.

При менее серьезных последствиях применяются санкции в рамках административной ответственности, предусмотренные в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В рамках гражданского права действует материальная ответственность – возмещение вреда в полном объеме, в том числе с учетом упущенной выгоды добровольно или по решению суда. Срок давности по искам по компенсации вреда окружающей среде, причиненные вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, составляет 20 лет.

Обновлено 24.03.2012 05:07
 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.