Home Правоведение Лекция 9. Информационное право
Лекция 9. Информационное право PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
15.03.2012 13:34
  1. Тайна как правовое понятие.
  2. Коммерческая, банковская, служебная тайна.
  3. Государственная тайна и ее охрана.

 

  1. Тайна как правовая категория.

 

Существуют два слова, которые в обыденном сознании выступают как синонимы – это слова «тайна» и «секрет». Но с точки зрения науки права, между ними лежит существенное различие. Понять, где проходит граница между ними можно через понимание правовое понятие «вред».

Вред – противоположность пользе, а точнее наступление неблагоприятных последствий деяния (действия или бездействия), которые могут быть как материальными (ущерб), так и нематериальными (моральный вред).

Моральный вред - физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага (ст. 151 ГК РФ).

Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" содержит более развернутое определение этого понятия: "под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина".

Разглашение секрета не наносит вреда, не способно вызвать материальных потерь или моральных страданий. Поэтому секрет и его охрана лежит за пределами права и находится в сфере морали и нравственности, дружеских, родственных и других отношений, не урегулированных нормами права.

Тайна – это то, что защищается правом, а значит и силой государства. Но это не материальные объекты, а информация или применяемый в праве более точный термин - сведения. Таким образом, тайна – сведения, разглашение которых может нанести вред, способствовать наступлению неблагоприятных последствий для конкретного лица, физического или юридического, государства, выраженного в материальных или нематериальных потерях, ущербе, размер которого подлежит исчислению.

В нормативно-правовых актах иногда встречаются слова, образованные от слова «секрет». Например: секретные сведения, государственные секреты, секретно, совершенно секретно и т.п. Но эти слова используются для лучшего передачи смысла правовой нормы, для уточнения значения. Основным остается термин «тайна». Самостоятельного правового значения слово «секрет» не имеет.

Тайны бывают трех видов:

  1. Связанная физическим лицом (личная, семейная, тайна усыновления и т.п.)

  2. Связанная юридическим лицом (коммерческая тайна, банковская тайна и т.п.)

  3. Связанная с деятельностью государства (государственная тайна)

(переход)

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова (ст.29). В рамках этой свободы, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако, Конституция указывает и на ограничения этой свободы. Первое ограничение связано с неприкосновенностью личной жизни, второе – с государственными интересами. Разглашения личной тайны наносит вред конкретному человеку, разглашение государственной тайны наносит вред всем гражданам государства. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ «О государственной тайне».

Конституционное право гражданина на личную и семейную тайну, как части неотъемлемого права на неприкосновенность частной жизни, что закреплено в статье 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Расширенное толкование неприкосновенности частной жизни находится в статье 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Конституция РФ также указывает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако, допускается и ограничение этого права, но только на основании судебного решения. Это раскрывается и уточняется в нормативно-правовых актах, например, Трудовой кодекс РФ гарантирует защиту персональных данных работника, которые не могут быть предоставлены другому лицу без его согласия.

Ограничение этих прав связано с деятельность правоохранительных органов, которые могут лишь по решению компетентных органов (например, суда. прокурора) изъять данные, касающихся конкретного человека, но не могут оглашать эти данные, если это связано с защитой интересов личности. Например, ограничение гласности судебного разбирательства (закрытые судебные заседания); отказ следователя сообщать прессе данные о ходе расследования уголовного дела; называть фамилии подозреваемых и т.п. Под это ограничение попадает также обеспечение тайны переписки, почтовых и телеграфных сообщений, телефонных переговоров, но строго в соответствии с нормами права, которые изложены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Федеральном законеРФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральном законеРФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и других.

С другой стороны, исходя из неприкосновенности частной жизни, каждый гражданин может защищать себя и обращаться в соответствующие инстанции с заявлениями, жалобами. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Определенные в законе органы несут также материальную ответственность за ущерб, причиненный их работниками гражданам.

Так, например, самовольное нарушение тайны переписки и иных сообщений является преступлением против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 138 УК РФ) с максимальным наказанием в виде исправительных работ на срок до 1 года. Более строгое наказание предусмотрено в случае совершения этого деяния с использованием служебного положения или специальных технических средств.

В США право на тайну переписки основывается на IV поправке к Конституции, запрещающей необоснованные обыски. Особую остроту в американской практике приобрел вопрос о таком ограничении этого права, как подслушивание. По федеральному закону 1968 г. производить подслушивание полиция может с разрешения (ордера) суда. Ордер выдается обычно на срок не более 30 суток. Судья, выдавший ордер, вправе требовать отчета о порядке проведения и результата подслушивания. Суд должен исключить полученные в результате подслушивания данные, если подслушивание проводилось вопреки закону или не в соответствии с разрешением.

2. Коммерческая, банковская и служебная тайна и способы ее защиты.

Коммерческая тайна - научно-техническая. коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности, закрытая на законных основаниях для свободного доступа к ней и охраняемая ее обладателями. То есть является объектом правовых, организационных, технических и иных мер по охране информации.

Важнейшим правовым актом, регулирующим отношения по поводу коммерческой тайны, является Гражданский кодекс РФ. В статье 139 установлено, что информация является коммерческая тайна при наличии трех условий:

а) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

б) к ней нет свободного доступа на законном основании;

в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну определяются постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г: № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и включают:

  • учредительные документы;

  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности

  • и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

  • документы о платежеспособности и ряд других.

Способы защиты коммерческой тайны:

Гражданско-правой состоит в том, что лица. незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В соответствии с гражданским законодательством также возмещаются убытки, причиненные разглашением К.т. сотрудниками государственных органов (налоговых, антимонопольных и др.), которым она стала известна в силу их служебных полномочий. Не подлежит гражданской или иной ответственности постороннее лицо, самостоятельно и добросовестно получившее информацию, являющуюся К.т.

Уголовно-правовой установлен статьей 183 УК РФ предусматривающей два состава преступления:

а) собирание сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений;

б) незаконное разглашение или использование сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб.

Административная ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну предусмотрена для сотрудников государственных органов, имеющих к ней доступ по службе.

В зарубежном законодательстве нет общепринятого определения коммерческой тайны. В США согласно Единому закону о коммерческих секретах 1979 г. под К.т. понимается "информация, включающая формулы, образцы, компиляции, программы, методологию, технику или технологию, которая:

а) представляет независимую экономическую ценность вследствие своей уникальности и за счет невозможности ее получения законными путями другими лицами, которые могут получить экономический эквивалент от ее использования или раскрытия:

б)является объектом действий, которые обоснованы при обстоятельствах, требующих сохранения ее секретности".

В Германии, понятие "коммерческая тайна" в нормативно-правовом смысле содержится в федеральном законе о недобросовестной конкуренции. В соответствии с ним к К.т. относятся: коммерческие замыслы, коммерческие цели фирмы, предмет и результаты заседаний органов управления фирм, размеры и условия банковских кредитов, балансы и бухгалтерские книги, негласные компаньоны товариществ, картотеки клиентов.

В Финляндии под коммерческой тайной понимают подлежащие сохранению в тайне сведения о технологии производства, схемы и чертежи отдельных узлов и готовых изделий, круг клиентов, уровень цен и размер скидок с прейскурантных цен, бюджет фирмы и другие данные, которые, попав в руки конкурента или третьих лиц, могут причинить ущерб деятельности фирмы или способствовать успеху конкурента.

Разновидностью коммерческой тайны является банковская тайна, а именно преднамеренно скрываемые сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам при отсутствии к ним свободного доступа на законном основании и охраняемые обладателем такой информации. Содержание банковской тайны образуют информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному законодательству.

Информация об операциях клиентов включает: движение (зачисление, списание) денежных средств по счету клиента, открытого в кредитном учреждении; данные о получателе или плательщике; основания перечисления (зачисления) денежных средств.

Информация о счетах и вкладах включает: данные о наличии счета клиента в кредитном учреждении, его реквизитах, движении денежных средств по счету (вкладу), размер остатка денежных средств на счете (по вкладу); данные о распорядителях денежных средств, образцы их подписей, требования и ограничения, предъявленные к счету, их основания и характер.

Обладатели банковской тайной: кредитные организации, центральный банк, а также иные органы и организации, которым сведения, составляющие Б.т., стали известны в силу выполнения ими функций, возложенных федеральным законом. В числе таких органов - суды общей юрисдикции и арбитражные суды (судьи), Счетная палата РФ, органы государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы предварительного следствия, аудиторские организации. Порядок предоставления сведений, составляющих Б.т., определяется федеральным законодательством.

Кредитные организации обязаны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следующим органам и организациям: а) судам и арбитражным судам (судьям) на основании вынесенных ими определений в процессе рассмотрения конкретных гражданских и арбитражных дел; б) Счетной палате РФ (сведения должны касаться только тех организаций, деятельность которых связана с получением и расходованием бюджетных средств); в) органам государственной налоговой службы и налоговой полиции; г) таможенным органам; д) органам предварительного следствия - по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора).

Сведения по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией: а) судам на основании вынесенных определений; в) органам государственной налоговой службы при совершении физическим лицом операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше; г) органам предварительного следствия - по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора). В случае смерти владельца счета (вклада) данные, составляющие Б.т., выдаются: а) лицам, указанным владельцем счета (вклада), - на основании сделанного в кредитной организации завещательного распоряжения; б) нотариальным конторам - по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; в) иностранным консульским учреждениям - в отношении счетов умерших иностранных граждан.

ЦБ, иные органы и организации, получившие на законных основаниях сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляют их только государственным органам в случаях,предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны. ЦБ кредитные организации, иные органы, которым сведения, составляющие банковскую тайну, стали известны в силу выполнения возложенных на них функций, а также их должностные лица и работники несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Служебная тайна ...

3. Государственная тайна и ее защита

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне").

Закон РФ "О государственной тайне" содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, как-то: различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты государственной тайны, должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность. Не должны засекречиваться сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина: о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о нарушении законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 283 УК: «1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». То же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы уже на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 284 УК РФ регламентирует ответственность за утрату документов, содержащих государственную тайну: «Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Умышленная выдача государственной тайны образует такое преступление как государственная измена, которое определяется как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, за которое предусматривается самое серьезное наказание – до 20 лет лишения свободы. Похожие наказания за аналогичные деяния существуют во всех государствах мира.

Органы госдуарственной безопасности - важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопаности государства. В компетенцию О.г.б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).

В демократических государствах органы государственной безопасности действуют в соответствии с принципом законности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности органов государственной безопасности (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками  противоправные деяния (похищения людей, пытки, внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).

История органов государственной безопасности насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление подобных органов обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, "тайная полиция" появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция.

В советском государстве Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.

В постсоветстской России уже в декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контрразведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступностью было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).

В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел. находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министра, назначаемый единолично Президентом РФ.

Закон устанавливает в качестве принципов деятельности органов госдуарственной безопасности законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью О.г.б. возлагается на прокуратуру и суд, куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия   органов госдуарственной безопасности по мотивам нарушения своих прав и свобод.

В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил:
а) контрразведывательную деятельность;
б) борьбу с преступностью;
в) разведывательную деятельность. 
Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.

Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, преду преждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объедине' ний, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом органы государственной безопасности и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).

 

Обновлено 24.03.2012 05:02
 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.