Home Политология Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ
Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 11:59

Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ

План
1.      Сущность и структура политического процесса.
2.      Политическое участие, его формы. Выборы. Избирательные системы.
3.      Принятие политических решений.
4.      Политические отношения и их формы. Конфликты.

Политическая система общества - целостное единое образование, элементы которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Именно поэтому реальная политическая система должна  рассматриваться только в своей динамике, то есть как процесс, процесс становления, развития, расцвета, угасания, функционирования и т.д. Именно политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров, или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как все указанные факторы постоянно изменяются, то и политический процесс исключает однозначную предзаданность и определенность. Политику, рассмотренную с точки зрения динамики, временных и пространственных изменений, их носителей и субъектов можно определить как политический процесс, который охватывает глубинные и поверхностные изменения политической системы, ее переходы из одного состояния в другое.
Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, в конечном счете, ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Типологизация политических процессов осуществляется по различным критериям, но наиболее общая исходит из их значимости для политической системы в целом и предполагает их деление на базовые и периферийные. Первые характеризуют различные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством. Именно здесь обычно идет речь о процессах политического участия и государственного управления. Периферийный политический процесс раскрывает динамику формирования отдельных политических  объединений, на уровне регионов, местного самоуправления. Базовые и периферийные политические процессы зависят от форм, методов и функций институтов государственного управления. Протекание этих процессов обычно осуществляется в рамках трех основных режимов: функционирования, развития и упадка. Первый, режим функционирования не выводит политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Это наиболее стабильный, без всплесков и упадков период.
Режим развития предполагает, что механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые социальные требования населения. Этот режим не позволяет политическому процессу принимать циклическую форму.
Режим упадка отражает негативный характер политических изменений в отношении к нормам и условиям целостного существования политической системы. Именно в этот период существующая политическая власть утрачивает свою стабильность и легитимность.
В отношении очевидности происходящих процессов для большинства населения и для профессиональных политиков процессы подразделяют на явные и теневые. Первые предполагают систематическое открытое выявление интересов отдельных граждан, политических групп, партий и их притязания к государственной власти. Публичность таких притязаний позволяет контролировать фазу подготовки и принятия разнообразных управленческих и политических решений.
Теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов, часто доступен только для ограниченного круга лиц, хотя может оказывать существенное влияние на функционирование политической системы в целом.
Кроме указанных типов выделяют также революционные и эволюционные политические процессы, внутри- и внешнеполитические, макро- и микропроцессы.
Каждый политический процесс обладает собственной структурой, и собственным ритмом функционирования, фазами развития, упадка и т.д.
Структурными базовыми элементами любого политического процесса являются, во-первых, представление политических интересов социальных субъектов институтам власти. Во-вторых, выработка и принятие политических решений, и, в-третьих, их реализация.
Таким образом, основными элементами политического процесса выступают политическое участие и принятие политических решений.
Наиболее общее определение политического участия подразумевает ту или иную степень вовлеченности граждан в политику. Другая, более академическая дефиниция определяет политическое участие как деятельность субъектов политики по достижению собственных социально значимых политических интересов
Понимание необходимости такого участия до сих пор оценивается учеными неоднозначно. Марксистско-ленинская позиция предполагала поголовное вовлечение граждан в политику, причем не просто в процесс голосования, а сам процесс принятия решений, так чтобы "каждая кухарка могла управлять государством". Ряд политологов менее категоричны, полагая, что единственным реально доступным средством вовлечения граждан в политику является голосование за лидеров и дискуссии, предшествующие выборам. Это аргументируется тем, что в реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможности, ни желания для постоянного участия в политике.
Формы и разновидности политического участия зависят от ряда различных факторов - от индивидуальных признаков действующего субъекта, состояния политической системы, режима правления, конкретной политической ситуации.
Выделяют следующие формы политического участия:
- негативное участие в политическом процессе, от политического протеста до протестных форм, выраженных в террористических акциях и т.д.;
- пассивное, апатичное отношение граждан к политике, сюда же иногда относят принудительное политическое участие;
- "средняя" или "промежуточная" политическая активность предполагает участие людей только в выборах представительных органов, или же их вовлеченность только в решение местных проблем;
- активные формы политического участия. Здесь выделяют активно-непрофессиональные, отражающие политическую активность регулярно занимающихся политикой на непрофессиональной основе (деятельность партийных агитаторов и пр.) и активно-профессиональные - руководство государственными и партийными учреждениями, участие в работе представительных органов власти.
Давать оценочные суждения формам политического участия - не представляется возможным и необходимым. История показывает, что ни излишняя политическая активность, ни аполитичность не являются положительными составляющими политического процесса.
Кроме указанных форм можно отметить организованные и неорганизованные формы, систематические и периодические, локальные и общегосударственные, ориентированные на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.
Как показывает исторический опыт, основной оптимальной формой политического участия для большинства людей является избирательный процесс. Последний включает в себя прежде всего выборы в представительные органы власти, отзыв народного представителя, референдум, те или иные законодательные инициативы.
Выборы - важнейшее достижение и своеобразный механизм демократии, посредством которого формируются органы государственной власти - избираются парламенты, главы государств, органы местного самоуправления.
Для участия в избирательном процессе необходимо обладать избирательным правом: быть гражданином данного государства, иметь определенный возраст (в нашей стране - 18 лет), не находиться под стражей по решению суда. В ряде стран существуют ограничения имущественного и этического характера. Избирательное право предполагает, как право избирать, так и право быть избранным. Следует помнить, что еще в 20 веке в ряде стран женщины не имели права голоса, нижний предел возраста был высоким - 22-23 года. Круг лиц, пользующихся избирательными правами, составляет электорат.
Процедура избирательных кампаний регламентируется законодательством, устанавливающим нормы и условия избрания должностных лиц. Дата выборов устанавливается законодательством или объявляется указом главы государства. Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, ведется предвыборная агитация, проводится голосование. После завершения избирательной кампании  подсчитываются голоса и объявляются итоги выборов.
В основе избирательных кампаний лежат принципы равных возможностей кандидатов, соблюдение этических норм предвыборной борьбы по отношению к своему сопернику и нейтралитета государственного аппарата в период выборов.
Больших средств и усилий требует современная предвыборная кампания, смысл которой состоит в том, чтобы дать возможность избирателям сделать осознанный выбор. Цель предвыборной агитации, которая завершается за сутки до голосования, убедить избирателя, что именно эта партия или кандидат способны защитить его интересы и поэтому особенно важную роль в нынешних кампаниях играют средства массовой информации.
Важным элементом демократического режима является избирательная система - своеобразный механизм голосования, посредством которого и формируются органы власти. В узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Существует более 100 типов подобных систем, но в большинстве случаев используются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная - предполагает принцип большинства: избранным считается депутат, который собрал установленное большинство голосов. От каждого избирательного округа может быть избран только один депутат. Выделяют систему абсолютного и относительного большинства. Первая означает, что для избрания необходимо получить минимум 50% плюс 1 голос от всех поданных голосов. При системе относительного большинства кандидат должен получить простое большинство голосов. Эта система распространена в англосаксонских странах, во Франции, Японии, Италии, Польше.
Пропорциональная система применяется в многомандатных округах и общенациональном масштабе. Здесь от каждого округа избирается несколько депутатов, число которых пропорционально соответствует числу завоеванных партиями голосов. Эта система применяется в большинстве европейских стран.
Смешанная система голосования дает каждому избирателю два голоса, из которых один он отдает конкретному кандидату, а второй - партии или блоку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарной, вторые - по пропорциональной системам. Для недопущения в парламент множества мелких партий существует нижний предел голосов, который должна набрать партия, чтобы иметь представителей в парламенте. В Израиле это 1%, в Турции - 10%, в России - 5% голосов.
Второй важнейшей составляющей политического процесса является  процесс принятия политических решений. Последний можно определить как особое преобразование политической власти в управление социальными процессами. В понимании этого процесса существуют два устойчивых подхода. Первый, нормативный, трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. Второй, поведенческий рассматривает данный процесс как специфическое взаимодействие людей, описание различных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.
Структуру процесса принятия политических решений составляют подготовительный этап, этап принятия решений и этап реализации принятый решений. Первый этап предполагает выделение из политического контекста конкретных проблем, сбор достоверной информации, продуманные конкретные мероприятия по разработке политических решений. Основа второго этапа - выбор оптимального решения в результате рассмотрения всех возможных альтернатив, в качестве которых выступают, как правило, формулировки политических целей, выдвинутых различными политическими группами. Последний этап - воплощение принятых политических решений, которые должны соответствовать действующему законодательству и общей стратегии политического процесса. Здесь главная роль принадлежит исполнительным властным структурам.
В соответствии с методами реализации решений выделяют  следующие типы осуществления политического курса, которые в реальной жизни редко существуют в чистом виде, бывая обычно смешанными и неоднозначными:
- популизм - направлен на упрощение (иногда и вульгаризацию) предлагаемых обществу политических целей, что позволяет добиваться поддержки широких слоев населения;
- элитизм - стремится не допустить большинство граждан к участию в политическом процессе, имеет закрытый характер принятия и осуществления политических решений.
- консерватизм - ориентирован на сохранение структуры и функций традиционных органов управления обществом, форм и методов политического регулирования;
- радикализм - добивается коренной перестройки традиционных форм политического правления;
демократизм - подчеркивает необходимость защиты свободы и выполнения реальных потребностей граждан, ориентирован на их широкое привлечение к участию в политическом решении.
Наряду с политическим процессом, важнейшей составляющей  политики выступают политические отношения, представляющие собой способы и методы взаимодействия между элементами политической системы. В самом общем смысле можно выделить три основных типа политических отношений.
Первый - диалог - идеальный тип взаимоотношений, возможный при взаимном понимании сторон друг другом, схожести основных мировоззренческих установок,  хотя и не исключающем расхождения по отдельным, непринципиальным вопросам.
Второй - толерантность. Терпимое отношение сторон к друг другу, при несхожести взглядов и политических позиций. Этот тип возможен при достаточно высоком уровне развития сторон.
Третий - плюрализм -  полное несовпадении взглядов и позиций, которое и позволяет сторонам сосуществовать друг с другом. Важнейшей составляющей этого типа отношений является понимание того, что существование противоположных позиций взаимообусловлены. Уничтожение соперника ведет к уничтожению и второй стороны.
Все указанные типы отношений устанавливаются в силу внутренней конфликтности политических отношений как таковых. Именно конфликт многие политологи (А.Бентли, К.Маркс) рассматривают как ведущий источник политики, хотя другие исследователи (М.Вебер, Д.Дьюи) оценивали конфликт как аномалию политического процесса.
Политический конфликт, который часто и воплощает собой суть политических отношений, представляет собой разновидность конкурентного воздействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, конфликты стимулируют действия, способные контролировать ситуацию, преодолеть возбуждение в политическом процессе. Действительно разрушительный характер носят только отдельные разновидности политических конфликтов. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы.
При выявлении источников политических конфликтов большинство исследователей указывают, прежде всего, на социальные факторы, к которым относятся, во-первых, разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений функций, интересов и потребностей. Эти источники определяют противоречия между правящей и контр - элитой. Во-вторых, расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах (эти конфликты характерны для стран, где сталкиваются различные мнения о путях реформ). В-третьих, неоднозначный процесс идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к той или иной социальной, этнической, демографической и пр. общности.
В процессе развития конфликта выделяют этапы его возникновения, развития и окончания. Среди путей примирения конфликтующих сторон наиболее часто указывают
- мирное урегулирование, предполагающее при истощении ресурсов (как материальных так и духовных) невозможность дальнейшего противостояния, а следовательно принятие прав и интересов соперника и достижение компромисса и соглашения.
- примирение на основе принуждения одной стороны другой, или же третьей стороной. Принуждение может быть следствием явного превосходства сил с одной стороны, или же изоляция, или уничтожение противника.
Средства, применяемые для разрешения конфликтов зависят от конкретной культурно-исторической ситуации, цивилизационных особенностей развития, психологических, нравственных и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.      Почему при рассмотрении мира политического нельзя ограничиться понятием политическая система общества?
2.      Что предполагает понятие "политический процесс"?
3.      Какие бывают типы политических систем?
4.      Что такое политическое участие и какие его формы вы можете назвать?
5.      Что входит в избирательную кампанию?
6.      Какие типы избирательных систем вы знаете и в чем они отличаются?
7.      Перечислите этапы принятия политических решений.
8.      Какие наиболее общие типы политических отношений вы можете выделить? В чем специфика каждого их них?
9.      Что такое политические конфликты, каковы их причины и способы разрешения?

ЛИТЕРАТУРА:
1.Пугачев В.П. Политология. Высшее образование. М., 2003. - 576 с.
2. Политология: учебник. / Под ред. М.А. Василика. М., 2004. - 588 с.
3. Политология: хрестоматия. / Сост. М.А. Василик, М.С.Вершинин. М., 2004. - 588 с.
4.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2003. - 559 с.
5. Фактор имиджа в электоральном процессе. Протестные формы политического поведения в современном российском обществе // Мир политики:  актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2004.
6.Особенности политического неучастия населения в изменяющихся обществах. Некоторые особенности российских избирательных технологий // Мир политики:  актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2003
7. Характерные особенности избирательной системы современной России. Социальный конфликт в условиях трансформации социально-политической системы // Мир политики:  актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2002.
8. Особенности социально-политических конфликтов в условиях перехода России к рынку. Урегулирование социально-политических конфликтов. Политический протест как вид политического поведения. // Мир политики:  актуальные проблемы политологии. Волгоград, 2001. 9. Политические конфликты // Мир политики:  актуальные проблемы политологии. Волгоград, 1998.

Обновлено 28.04.2012 05:03
 
© 2019 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.