Home Политология Лекция 9. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА
Лекция 9. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 12:00

Лекция 9. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА

План
1.      Человек как объект и субъект политики.
2.      Политическая социализация личности.
3.      Политическое лидерство.
4.      Политическое участие.

1. Человек как объект и субъект политики.
Политика как социальная деятельность, направленная на завоевание, удержание и реализацию власти, связана с отношениями между людьми. Поэтому объектами и субъектами политики выступают люди со своим опытом, потребностями, интересами, идеалами и ценностными ориентациями.
В политической практике авторитарной системы личность не признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли политических субъектов могли выступать лишь народные массы, классы, партии. Личность имела право участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальной структуры с жёсткой регламентацией политической функции. Такой стереотип политического поведения насаждался всеми институтами политической социализации, начиная со школьных политизированных организаций: пионерской, комсомола, заканчивая партией. Люди не привыкли к ситуации выбора, многообразию интересов, многовариантности решений. За них многое решало государство: обеспечивало зарплатой, работой, жильём, образованием и т.п., забирало возможность самостоятельно утверждать себя в жизни. Привычка жить в условиях жёсткого режима при определённом уровне социальной защищённости у многих атрофировала чувство свободы, породила готовность к добровольному рабству. Пассивность и аполитичность, распространившиеся в обществе, свидетельствуют о том, что личностный уровень демократизации в обществе остаётся низким, не удовлетворяющим требованиям времени. Всё более актуальной становится проблема личности как субъекта политической деятельности.
Под политическим субъектом в политологии понимается носитель предметно-практической деятельности, источник активности, направленный на объект. В политике субъект и объект подразделяются на индивидуальные и групповые: человек, коллектив, социальная группа, организация, класс, государство, общество. Они находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, способны меняться местами. По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации.
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные, политико-правовые. Для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, общей и политической культуры.
В политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.  Во-первых, достаточно убедительно обосновывается тезис о том, что  чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. Связано это, очевидно, с тем, что материально необеспеченные слои связывают трудности своего экономического положения с существующим политическим режимом, реальной политической властью и ее носителями. В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности требования компетентности и профессионализма подменяются кровнородственными и верноподданническими связями. Взгляд на государственную службу и политическую деятельность, как на средство удовлетворения корыстных интересов чреват тяжелыми последствиями для системы эффективного управления.
Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Она поддаётся количественным измерениям, поэтому изучается методами социологии. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.
Следовательно, к условиям становления личности как политического субъекта относятся: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию. Становление личности в качестве субъекта политики происходит по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

2. Политическая социализация личности.
Расширение политического участия широких слоев населения, рост интереса к политике представляют сегодня глобальную тенденцию мирового развития. В сложный мир политики вступают новые поколения, что предполагает формирование у них отношения к политическим целям и ценностям, которые они наблюдают в конкретном обществе. Процесс усвоения индивидом ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.
Политическая социализация представляет собой процесс взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития. Характер взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте участников политического взаимодействия. Это обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее.
Политическая социализация, начиная с раннего детства продолжается всю сознательную жизнь, однако установки и навыки не остаются навсегда неизменными, а могут корректироваться и меняться в зависимости от различных факторов. Политическая социализация осуществляется двумя основными путями. Первый - это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации. Второй путь - это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний. В реальной жизни и то, и другое направление переплетаются и взаимно дополняются.
Наиболее распространенная в политологии версия процесса политической социализации изложена американскими политологами Д. Истоном и Дж.Деннисом в теории "политической поддержки". В работе "Дети и политическая система" они исходят из того, что первичная социализация (т.е. приобретенная в детстве) является определяющей в создании положительной установки. Они настаивают на том, что " базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни". Однако, результаты эмпирических исследований говорят о том, что процесс усвоения политических стандартов в каждом конкретном  обществе специфичен, поскольку обусловлен особенностями культурной среды и опосредован множеством факторов, в том числе и случайных.
На основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяют четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.
Первый тип предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества обеспечивающий уважительный диалог индивида и власти. Для второго типа характерно наличие значительного числа разнородных субкультур, что обеспечивает подвижность и изменчивость политических взглядов. Третий тип характеризуется высоким уровнем малоимущих, жесткой приверженностью индивида местным традициям, что затрудняет достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Гегемонистский тип предполагает вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса или политической идеологии.
Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, СМИ, а их экономическим положением. В этих условиях наиболее мощным фактором политической социализации оказываются конкретные экономические и политические события, которые изменяют положение индивида.

3. Политическое лидерство.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный социальный феномен восходят к глубокой древности. Уже античные историки Геродот, Плутарх уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в монархах и полководцах творцов истории. Значительный вклад в исследование данного политического феномена внес Н. Макиавелли,  который является родоначальником теории эффективного лидерства. Эта теория основывается на четырех правилах: 1) власть лидера опирается на поддержку его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард. Он  пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется не однозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой  является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек.
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.
3. Лидерство  - это влияние на других людей. Это влияние должно быть постоянным и осуществляться на всю группу.
4. Лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке,  при котором политические предприниматели на конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач на руководящие должности.
Все трактовки характеризуются некой односторонностью и не учитывают объективную социальную основу данного феномена.
Природа лидерства объясняется различными факторами, лежащими в его основе. Сторонники теории черт рассматривают лидера как совокупность его определенных психологических черт, наличие которых способствует выдвижению индивида на лидирующие позиции. Среди наиболее значимых черт лидера называют такие, как инициативность, уверенность, острый ум, компетентность, чувство юмора и т.д.  Иначе интерпретируют лидерство авторы ситуационной теории. По их мнению, лидер появляется в определенных условиях места, времени и обстоятельств. В данной теории лидер рассматривается как функция определенной ситуации.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особо рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты - последователи - активисты - лидер.
Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разнообразные стороны политического лидерства, однако, еще не дает его целостной картины. Осуществить комплексное исследование позволяет интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователи; механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одна из  классических типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. Лидеры подразделяются на традиционных - их авторитет основан на обычаях, рационально-легальных - это лидеры, избранные демократическим путем, и харизматические - наделенные выдающимися качествами.
В современной политологии  наиболее распространенной является типология Маргарет Дж. Херманн, которая включает четыре собирательных образа : знаменосца, служителя, торговца, пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, способный увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих избирателей и приверженцев. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеалы и планы, убедить граждан в их преимуществе,  заставить "купить" эти идеи.  Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре идеальных образа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных стадий деятельности лидеров можно выделить три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей на реализацию целей.
Политические лидеры занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем.

4. Политическое участие.
Мировой опыт свидетельствует о том, что неотъемлемым свойством любой социально-политической общности является вовлечение хотя бы некоторых их членов в политико-управленческие отношения. Одни из них занимают властно-управленческие  посты (правителя, монарха, президента, министра, депутата) и непосредственно осуществляют принятие и  реализацию управленческих решений, программ действий для реализации тех или иных социально значимых целей.
Другие члены общности могут быть вовлечены в рекрутирование занимающих названные посты политиков и должностных лиц, в различные формы политической активности, обеспечивающей прямое или опосредованное их соучастие в политико-управленческом процессе. Или влияние на деятельность этих людей.
Таким образом, политическим участием является прямая или опосредованная вовлеченность граждан в выработку и реализацию политических решений и курсов действий в обществе.
Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этнонациональные,  все дееспособные граждане государственно-организованного общества. По масштабу оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Политическое участие может быть прямым и косвенным, всеобщим и ограниченным, добровольным и принудительным, легитимным и нелегитимным.
С точки зрения форм выделяется участие в восприятии и передачи информации, в контактах с политико-государственными лицами, в избирательных кампаниях, в митингах и демонстрациях, в массовых кампаниях гражданского неповиновения, в управлении и самоуправлении,  в создании, охране и реализации законов, в деятельности политических партий и общественных организациях.
Политическое участие выполняет функции выражения, согласования и реализации различных интересов, ожиданий и требований.
Конкретные виды, способы, уровни и формы участия граждан в политике, интенсивность и последствия этого участия выражают и, одновременно, в той или иной степени определяют, прежде всего, функциональные свойства политической системы данного общества. На участие и неучастие индивидов, различных социальных групп, слоев и общностей оказывает влияние множество стабильных и изменяющихся факторов.
Наиболее благоприятные условия для участия создают демократия и правовое государство. В этом случае гражданское общество и государство становятся на основании конституции и других законов равными партнерами: члены представительных органов и ряд должностных лиц демократически избираются,  деятельность органов трех ветвей власти максимально открыта для граждан.
Возможности политического участия отдельного индивида, социальной группы  зависят от располагаемых ими ресурсов участия: свободного времени, денег и других материальных резервов, образования, информации, знаний и умения ими пользоваться, членства в политической партии и др.
Направленность политического участия зависит не только от политико-государственных институтов и норм, но и от заинтересованности гражданина в участии, от его ценностных ориентаций.
Важны не только политико-психологические свойства личности, но  и ее психологический тип: авторитарный или демократический, конформистский или гражданственно-принципиальный, пассивный или активный. Особенно опасно состояние политического отчуждения, которое зачастую приводит к политической апатии или экстремизму.
История человечества показывает, что все крупные социальные сдвиги сопровождаются и вместе с тем вызываются стремлением ранее приниженных групп получить доступ к политической власти.  Следовательно, политическое участие как универсальное свойство политической системы создает принципиальную возможность для ответа на классические вопросы политической науки: кто, где, когда, почему, с какой целью, в какой форме и с какими результатами принимал участие в политике,  т.е. объективную возможность для сравнительных политологических исследований.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.      Чем обусловлено важное значение политической социализации в жизни общества?
2.      Как соотносятся личность, организация в их воздействии на политику?
3.      Какова природа лидерства?
4.      Раскройте основные функции политических лидеров.
5.      Объясните сущность типологии лидеров по М.Веберу.
6.      Каковы мотивы и факторы, влияющие на политическую активность?





ЛИТЕРАТУРА:
1.      Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность.1993, №2.
2.      Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
3.      Бородин О.И. Группы давления. Лоббизм. //Мир политики. Учеб.пособие. Под ред. Н.И.Першина. ВолгГТУ, - Волгоград.1998.
4.      Демидова И.Ю. Особенности политического неучастия населения в изменяющихся обществах.// Мир политики. Учеб. Пособие. Под ред. Н.И.Першина. ВолгГТУ, - Волгоград. 2003.
5.      Решетников М. Лидер и толпа. О некоторых феноменах массовой психологии // Российские вести. 1998, №82. 6.      Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис.1991, №1.

Обновлено 28.04.2012 05:02
 
© 2019 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.