Home Политология Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 12:00

Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План
1.       Понятие политической культуры.
2.       Основные типы политических культур.
3.       Особенности российской политической культуры.

1. Понятие политической культуры
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, лидерам. Эти значения предписываются господствующей в обществе политической культурой. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия "политическая культура". Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции и т. д. Иногда полагают, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Ее часто путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время различают несколько десятков определений политической культуры. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность ее сведения к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену. Что же такое политическая культура?
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже в XVIII в., в трудах немецкого философа-просветителя И. Гардера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Щварцснбург, голландец И. Инглхарт и другие.
Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании стереотипов, человеческой ментальности и прочих  аналогичных  явлениях, теория политической культуры дала возможности глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.
В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем "новый термин для старой идеи", обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т. д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя, таким образом, неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным пояском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т. д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода "субъективный объект". В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, законах и правилах их функционирования. Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются, в каком контексте они подаются и т. д. Формы их реализации, их принятие или непринятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры.
Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания, и в более широком плане духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов. Они придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности. Политическая культура это в некотором роде дух, который одушевляет (формальные политические институты. Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой вполне обоснованно можно сказать: "Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре". Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей.
Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия - политический опыт, политическое сознание и политическое введение - составляют основные структурные элементы политической культуры. Остановимся на каждом из них подробнее.
Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических от ношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической, нормами, принципами, социально-политическими связями и т. д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций - одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление политической жизни, направленное на достижение всеобщего блага. Типичным примером в этом отношении является Великобритания Приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества.
На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание - еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.
В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания - это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь та кой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса. Политические ценности - это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей система. Для одних это демократия - прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других - социалистическая демократия; для третьих - тоталитарные системы, основанные, скажем, на идее национального превосходства, и т. д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями.
Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т. д.). Происходит своею рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.
С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент политического сознания - эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:
политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);
нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);
политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);
отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т. п.).
Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому как участнику политического процесса, определение своего места политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.
В политических системах, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства). Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели "социалистического строительства" в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не прижились в системе национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно, безболезненно, в виде так называемых бархатных революций.
Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, - всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций.
Политическая культура отличается также и от предполитического (потестарного) участия граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С. Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных этнофобий и вспышек насилия в обществе.

2. Основные типы политических культур.
На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, (форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов).
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Зкстайн), стран и регионов (Т. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре, в частности моралистских, индивидуальных или традиционных (Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей инокультурным контактам (Р. Щванценбург), внутренняя целостность культурных компонентов (Д. Кованых), идеологические различия.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная, Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура "гражданственности", где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида - Э. Баталов).
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизованного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всею протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Наиболее существенные различия этих ценностных ориентации граждан в политической жизни общества проявляются в определенных особенностях. Для Запада характерно: убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком; отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом; осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности: примат идеалов индивидуальной свободы, признание индивида главным субъектом и источником политики.  В свою очередь восточная политическая культура отличается: уверенностью в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами; отношением к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления.
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и прочее, по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т. д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.) - там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан.
И все же качественные особенности вышеназванных мировых ци
вилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

3. Особенности российской политической культуры
Как правило, политическая культура отдельной страны формируется в процессе сплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизованного развития общества и государства. Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительным отчуждением граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие Ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству развитию российской цивилизации.
Неколебимая уверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, градаций, лидеров и пр.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаимно оппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.
В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.
Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, а в ряде случаев способствует активизации политических движении националистического и фашистского толка. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического поведения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности, являются прекрасной почвой для распространения социальных мифов, служащих интересам старой  и  новой элиты.
Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества - преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.
Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно, прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых "демократических" доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющий, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих их. Гражданская культура имеет свои темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние.
Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а также целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.
Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.
Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление.
Политическая стабильность в обществе создастся не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура задает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.      Какое место в политической системе общества занимает политическая культура?
2.      Какое влияние на политическую культуру оказывают внешние факторы?
3.      Что такое политическое сознание? Какова его структура?
4.      От каких факторов зависит уровень политической культуры?
5.      Чем определяется уровень политической культуры избирателя?
6.      Каковы особенности политической культуры России?

ЛИТЕРАТУРА
1.      Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России // МЭМО, 1996, №2.
2.      Галкин А.П. Политическая культура: теоретический концепт и российская действительность. // Мир политики. Учеб. пособие . Под ред. Н.И. Першина. ВолгГТУ.-Волгоград. 2004.
3.      Першин Н.И. Конформизм в современной России - заблуждение или расчет? / Мир политики. Учеб. пособие. Под ред. Н.И. Першина. ВолгГТУ.- Волгоград.2004.
4.      Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России// Социально-политический журн., 1998, №1-2. 5.      Фарукшин М. Политическая культура общества // Социально-политические науки.1994, №4.

Обновлено 28.04.2012 05:02
 
© 2019 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.