Home Политология Лекция 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
Лекция 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 12:01

Лекция 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

План:
1.Политическая идеология: сущность и функции.
2.Внешние идеологические доктрины современности.
3.Роль идеологии в политических преобразованиях в России.

1.Политическая идеология: сущность и функции.
Важное место в политическом сознании занимает такая его составляющая, как идеология. В своей практической деятельности личности и общественные группы руководствуются идеологическими установками, принципами, доктринами, которые во многом определяют их политические устремления. Поэтому необходимо более подробно остановиться на роли идеологического компонента в политическом сознании и политике в целом.
Идеология как совокупность политических идей, взглядов, ценностей и установок, взятых в их систематизированном виде, является составной частью как индивидуального, так и общественного сознания, выступая в нем в виде политической идеологии. Таким образом, политическая идеология образует в общественном сознании своеобразный "политизированный" сегмент.
Политическая идеология прямо и непосредственно отражает через совокупность идей политического характера представления о системе властных отношений и политическом строе общества. Обладая большим мировоззренческим значением, она способна упорядочивать в сознании людей совокупность накопленных политических знаний и высказываемых суждений о политике.
В современной науке, тем не менее, содержатся разные подходы к пониманию сущности идеологии и ее роли в жизни людей. В западной либеральной науке, например, она рассматривается почти исключительно как система ценностей субъективного порядка, не содержащих в себе объективных истин, научных знаний. У истоков современной критики идеологии стоял М. Вебер, который считал, что любая система ценностей является делом веры, а не науки, так как всякая такая система имеет иррациональный характер.
В марксистском анализе идеологии прослеживается определенная эволюция: от отрицания за идеологией способности к выработке истинных знаний и оценки ее как "иллюзорного сознания" (К. Маркс) до признания ее теоретического значения, толкования, например, идеологии рабочего класса как научного, теоретического выражения его коренных интересов (В.И. Ленин).
Идеология, в отличие от науки, пристрастна, ей свойственны такие качества, как партийность, классовость, стремление к выработке относительно неизменных принципов. Политическая идеология выражает не всеобщую, а групповую точку зрения на ход политического и общественного развития, ей присуща корпоративность. Поэтому она выступает своеобразной разновидностью корпоративного сознания. Идеология дает не систему объективных знаний о политике, а в обобщенном виде представляет политические интересы, определяет политические цели и задачи, формулирует систему ценностей и ориентации определенных классов и общественных групп, направленных на закрепление или устранение существующих отношений власти (общественных отношений). Идеология выступает, следовательно, как программа и как руководство к действию. Идеология не только определяет отношение социальных общностей к политической реальности и существующей политической системе, но и обосновывает принципиальную направленность политического развития общества, фиксирует возможные пределы реализуемого политического курса.
Функции идеологии также имеют принципиальное отличие от тех функций, которые присущи науке. Они состоят в следующем.
Аксеологическая функция политической идеологии заключается в выработке норм и идеалов, которыми руководствуются; люди в своей политической деятельности.
Интеграционная функция представляет собой важнейшую функцию любой идеологии. На основе идеологической общности, единства идеологических взглядов происходит объединение граждан, формирование различных политических институтов, таких, например, как политические партии.
Мобилизационная функция политической идеологии выражается в организации практических действий на базе тех или иных политических программ и установок, в ее направленности, нацеленности на решение конкретных общественных задач. Идеология, подобно науке, выполняет также познавательную и прогностическую функции. Однако их содержание весьма существенно отличается от аналогичных функций науки. Поскольку идеология жестко привязана к своему носителю, ее познавательные возможности достаточно ограничены и зависят от степени совпадения интересов соответствующей социальной группы (носителя идеологии) с потребностями всего общества и основным направлением его развития.
Вопрос о соотношении идеологии и политики представляет собой серьезную теоретическую и практическую проблему. В 60-е годы XX столетия на Западе особенно активно дебатировался вопрос о "конце идеологии", широкое распространение, в том числе среди видных ученых Европы и Америки, получил тезис о "деидеологизации". На рубеже 80-90-х годов эта проблема актуализировалась в нашей стране в связи с назревшей потребностью в освобождении общества от чрезмерной идеологизации всех сторон жизни, в том числе в области внешней и внутренней политики.
Мировой и отечественный опыт показывает, что невозможна жизнь людей в условиях идеологического "вакуума". Роль идеологии в политике представляется вполне естественной и чрезвычайно важной. С помощью политической идеологии складывается и развивается мировоззрение людей, формируется система их политических ценностей и ценностных ориентиров. В то же время следует сказать об опасности тотальной идеологизации политики, в результате чего политическая жизнь общества во всех своих многообразных проявлениях выстраивается на основе единой идеологической доктрины. Идеологизация политики чаще всего выступает следствием установления в обществе идеологической монополии и ликвидации идеологического плюрализма. В силу этого политика превращается в "служанку идеологии", а тогда, когда идеологическая доктрина неадекватно отражает потребности и интересы общества, политика становится крайне неэффективной и приводит общество к глубокому кризису. Подобная ситуация сложилась в нашей стране на рубеже 80-х и 90-х годов, что во многом обусловило крайне болезненные явления, связанные с разрушением советского общества и союзного государства.

2. Важнейшие идеологические доктрины современности.
В связи с происходящими общественными переменами и напряженными поисками идейно-политических ориентиров дальнейшего развития России немаловажное значение имеет знакомство с наиболее распространенными в современном мире политическими идеологиями. Их спектр достаточно широк и включает в себя как умеренные, так и радикальные, а также экстремистские идейно-политические течения.
Основными политико-идеологическими течениями современности являются: марксизм (коммунистическая идеология), социал-демократизм, либерализм и консерватизм.
Марксистская (коммунистическая) идеология, возникшая в середине XIX в., сложилась в условиях острых классовых противоречий незрелого капиталистического общества. Ее мировоззренческая основа связана с диалектико-материалистическими представлениями и классовым подходом к анализу социально-политических процессов.
Политическая программа марксизма включает в себя требование революционного изменения властных отношений и отношений собственности, провозглашает необходимость руководства этими преобразованиями со стороны коммунистической партии, выдвигает идею создания государства диктатуры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период с его последующим перерастанием в общенародное государство.
Широкое распространение в мире получила идеология социал-демократии. Опираясь на плюралистическое мировоззрение (ранний марксизм, неокантианство, критический рационализм и пр.), современная социал-демократия провозглашает в качестве центральных идеи свободы, справедливости и солидарности. Ее политическая программа включает в себя требования общественных реформ, социального партнерства, правового государства, социально ориентированной смешанной экономики, политического плюрализма и демократии. Значительным компонентом социал-демократической идеологии является система нравственных ценностей и этические стимулы политической деятельности.
Политическая стратегия социал-демократов строится на ос им о отказа от революционных методов борьбы, приоритета парламентских форм политической деятельности, постепенности общественных изменений (политика "малых дел"), компромиссов, создания широких политических союзов и коалиций. На практике эта программа продемонстрировала значительную результативность в продвижении идей демократии и социальной справедливости в индустриально развитых странах, прежде всего в Европе.
Мировоззренческой основой либерализма являются индивидуализм, гуманизм и рационализм, связанные с идеалами личной  свободы как универсальной ценности, самоценности человека и не отчуждаемости частной собственности, свободы рынка и конкуренции. Его политическая программа направлена на ограничение роли государства в общественной жизни, утверждение принципов конституционализма, парламентской демократии и  разделения властей, расширение сферы гражданского общества. Современному либерализму чужды радикализм и крайние методы политической деятельности.
Наибольшее распространение либеральная идеология получила в англосаксонских странах, а особенно в США. В практической жизни индивидуалистический идеал либерализма получил самодовлеющее значение, превратился в главную цель западного общества. Самостоятельность и опора на собственные  силы, индивидуализм и свободная конкуренция в ряде индустриально развитых стран подняты до уровня жизненного стандарта.
В конце XIX - начале XX вв. отчетливо проявился кризис базовых ценностей либерализма, связанный с реализацией принципов свободной конкуренции. Резкое возрастание веса и: влияния промышленных и финансовых монополий привело к появлению политической олигархии, обесцениванию роли парламентской демократии. Политика, основанная на идеалах либерализма, приобрела функцию защиты привилегированных слоев населения и не обеспечила социальной гармонии и справедливости. В настоящее время классический либерализм обнаружил свою несостоятельность и трансформировался в неолиберализм, связанный с признанием регулирующей роли государства, социальных прав граждан, необходимости осуществления реформ. Однако утрата либерализмом во многих странах своих политических позиций не означает его непопулярности как идейного течения.
Не менее значительную традицию имеет идеология консерватизма, сложившаяся в конце XVIII в. Ее мировоззренческая основа покоится на признании общества как органической и целостной системы, опирающейся на традиционные моральные и материальные ценности ("жизненные начала"). Важнейшими составляющими идеологии консерватизма являются иррационализм, обращенный к религиозным воззрениям, и традиционализм, связанный с национальными ценностями и историческим укладом жизни.
Политическая программа консерватизма ориентируется на приспособление социально-политических изменений к обычаям, национальным традициям, укоренившимся общественно-политическим институтам, социокультурным особенностям страны. Большое внимание в ней уделяется укреплению государства и семьи, сохранению общины, позициям и роли церкви, духовно-нравственным аспектам жизни общества. Важное значение при этом имеют меры, направленные на упрочение закона и порядка, общественной дисциплины, воспитание граждан в духе патриотизма.
Реализация политико-идеологических ценностей консерватизма нацелена на сохранение общественного status-quo, что предполагает сильное государство, широкое использование компромиссов, отрицание мер радикального, а тем более революционного характера, ориентацию на эволюционные способы политических изменений. Консерваторы считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих демократических принципов, однако, не отвергая плюралистическую демократию, они критически оценивают заложенные в ней опасности.
В современных условиях консерватизм приспосабливается к изменениям в мире. Для неоконсервативного сознания характерно признание необходимости осуществления общественных реформ, использования достижений научно-технического прогресса. Его политические установки отличает прагматизм.
Кроме отмеченных выше основных идеологических течений на политическую жизнь современного мира оказывают определенное влияние экстремистские идеологии. Именно на их основе произрастают политические организации и движения, имеющие антиконституционную направленность, угрожающие стабильности общества и его безопасности.
Серьезную общественную опасность представляют собой ультраправые правоэкстремистские идейно-политические течения, к которым следует отнести фашизм, нацизм (неонацизм). Все они имеют общие идейные корни: крайний национализм и расизм, культ насилия и личной власти. На практике эти идеологии приводят к политическому терроризму, насилию, тоталитарным методам контроля над общественной жизнью, национальному угнетению, геноциду и войнам.

3.Роль идеологии в политических преобразований в России
Радикальные преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе в политике и идеологии, в существенной степени определяют состояние современной России. Идеологическая ситуация в нашей стране в постсоветский период кардинальным образом изменилась, но во многом еще носит переходный, достаточно неустойчивый характер
Остановимся на краткой оценке некоторых особенностей развития идеологической обстановки в Российской Федерации:
1)      в нашей стране монизм в сфере идеологии сменился идеологическим плюрализмом. На место официальной коммунистической идеологии пришли многообразные идейно-политические течения, которые заполнили духов им пространство, освободившееся в результате разрушения существовавшей прежде монополии. В определенный период глубокого идейного замешательства в Россию хлынули не только широко распространенные в Европе и достаточно хорошо известные в нашей стране политические идеологии, но и многочисленные идейные нетрадиционные течения, в том числе весьма экзотические, связанные с деятельностью различных религиозно-духовных сект, включая тоталитарные;
2)       начиная с конца 80-х годов в течение достаточно длительного времени состояние общественного сознания (по меньшей мере, той части общества, которая проявляла высокую политическую активность) характеризовалось высокой степенью радикализации. Радикальное общественное сознание выражает стремление к переменам, к изменению существующего порядка, что дестабилизирует политическую обстановку и резко снижает эффективность функционирования политической системы общества. В этой ситуации возможен рост влияния политических идеологий крайнего толка, отвечающих настроению той политически активной части населения, которая сохраняет потенциал обновления.
3)      Новейшая история России свидетельствует, что для успешного развития общества, обеспечения его единства и стабильности необходима выработка обобщенной системы политических установок, идей и принципов, которые объединяли бы вокруг себя большинство граждан и политических сил страны. Такая система может представлять собой государственную идеологию как отражение совокупности национально-государственных (а значит, всеобщих) приоритетов и ценностей. Ее особенность заключается в том, что она не может быть жестко связана с каким-либо одним идейно-политическим течением, и быть монопольной. Такого рода идеология призвана воплощать в себе всю совокупность политико-идеологических ценностей общества, включая его более чем тысячелетний духовно-исторический опыт.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1)      Ретроспективный взгляд на формирование политической идеологии.
2)      Виды и основные черты политической идеологии.
3)      Борьба идей в современном мире: сущность, особенности.
4)      Идеологический кризис российского общества: истоки, пути преодоления.

ЛИТЕРАТУРА
1)      Лазебный  Л.И. Политическое сознание.М.1997.
2)      Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?//  1999 № 1
3)      Коваленко В.И.  Политическая идеология: история и современность//вестник МГУ. Серия-12.
4)      Политические науки.-1997.№2. 5)      Гаджиев К. С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. - 1998. - № 12.

Обновлено 28.04.2012 05:01
 
© 2019 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.