Home Хоз.право Тема 1.Теоретические основы правового обеспечения экономики.
Тема 1.Теоретические основы правового обеспечения экономики. PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 13:06

 

Тема 1.Теоретические основы правового обеспечения экономики.

Государство как административно-правовой и экономический субъект. Место и роль государства и права при производстве и обороте материальных и нематериальных благ. Право как институт защиты частной собственности, интересов общества и фактор экономики. Основные функции государства на разных исторических этапах развития экономики. Современные концепция и модели правового обеспечения экономики. Хозяйственная деятельность как пространство конфликтов. Необходимость инструмента разрешения споров, обеспечения прав и развития. Объективная необходимость государственного воздействия в условиях рыночной конкуренции. Частная собственность и общественное благо. Государство как выразитель и защитник интересов общества в целом. Возможности и ограничения правого обеспечения экономики. Коррупция. Политический процесс как результат и предпосылка изменения содержания правового обеспечения экономики.

В состав субъектов правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами, входит государство в качестве третьего, качественно отличного участника, в лице органов государственной власти.  Третий вид субъектов не является лицом, но обладают особым качеством, что придаем им особый статус. Кроме того, именно государство творит право. Государство одновременно является и регулятором, и участником хозяйственной деятельности. То есть одновременно выступает как административно-правовой и хозяйственный субъект. Это связано с историческими особенностями России и одномоментный отказ государства от экономической роли повлечет серьезные неблагоприятные последствия. Поэтому государство нацелено постепенно избавятся от несвойственной деятельности, одновременно совершенствуя систему экономического влияния, которая получила обозначение как экономическая или промышленная политика.

Промышленная политика – целенаправленная деятельность органов государственной власти в сфере производства материальных благ, обусловленная полномочиями и необходимостью.

Другая часть деятельности государства – оборот материальных ресурсов. Здесь роль государства состоит больше в определении правил оборота, правового регулирования. Но также государство выступает как потребитель ресурсов, участник рыночного оборота, хотя обусловленной собственной спецификой. Так приобретение товаров для государственных нужд обусловлено большим числом ограничений, имеющих целью в том числе и борьбу с коррупцией.

Право как продукт деятельности государства выступает одновременно как институт защиты, как частной собственности, так и интересов общества в целом. Общественные и частные интересы часто приобретают форму конфликта, урегулирование которых берет на себя государство. Композиция приоритетов и согласование выражается в нормах права, поэтому право можно определить как фактор экономики.

Следует различать два уровня административного воздействия: управление и регулирование. Регулирование – определяет рамки дозволенного, в пределах которых допускается достаточная свобода деятельности. Управление – комплекс директивных предписаний, а инициатива допускается только в интересах реализации этих предписаний.

Выделяются три основных модели правового обеспечения экономики: тоталитарную, либеральную, рационально-правовую. В рамках тоталитарной модели роль права принижена. Государство и экономика, в общем, организационно представляют собой единое явление. Государство не только регулирует общественные отношения, но и является главным собственником, оставляя на иные, негосударственные формы собственности незначительную сферу. И только по необходимости. Но существование этой сферы: личной, кооперативной и подлежат правовому регулированию. Взаимодействие государственной и негосударственных форм строго определены и не регулируются правовыми методами.

В рамках либеральной модели государство - «ночной сторож», возможность вмешательства которого в сферу частных и корпоративных интересов минимальна. Политическая и экономическая сфера максимально разведены и поставлены в положение противовесов, При этом главным регулятором выступают законы рынка, основным из которых является закон «свободной конкуренции». И политическая сфера во многом пронизана конкурентными отношениями. Однако, события последних лет, глобальный экономический кризис, с максимальной силой проявил необходимость государственного вмешательства в экономику. Это выразилось, прежде всего, в прямой финансовой поддержке финансовых институтов, а также в незначительной степени в патерналистских тенденциях во внешней торговле.

В рамках рационально-правовой модели государство и экономика (политическая и экономическая сферы) рассматриваются в качестве взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга явлений. Государство выступает в качестве гаранта экономической стабильности, а экономика обеспечивает политическую стабильность.

Хозяйственную деятельность можно представить как пространство конфликтов. Продавец стремится продать подороже, покупатель купить подешевле. Существуют конфликт между частным и общественным. Это и есть конфликт интересов. Но он не воспринимается сознанием как конфликт в сознании, так как давно и подробно отрегулирован в нормативно-правовых актах. Новое в хозяйственной деятельности, еще не получившее четкого правового регулирования – приобретает острую форму конфликта, что оказывает самое негативное влияние на экономику. Это объясняет необходимость совершенствования законодательства.

Необходимость инструмента разрешения споров, обеспечения прав и развития, а также структуры, осуществляющей контроль за правомерностью этой деятельности и, при необходимости, принимающей меры по предотвращению и пресечению правонарушений в экономической сфере.

При всей универсальности законов рыночной конкуренции, если верить экономистам либерального толка, существуют области, отношения в которых находятся за пределами возможностей рынка. Здравоохранение, образование, социальная защита населения, транспортная инфраструктура, экологические проблемы средствами рынка не разрешаются. И сам рынок требует арбитра, разрешающего спорные ситуации, возникающие в процессе экономической деятельности.

Частная собственность и общественное благо находятся в непримиримом конфликте, роль арбитра в котором берет на себя государство. С одной стороны оно обязуется защищать частную собственность, а с другой стороны преследует общественное благо, декларирую более высокий приоритет общественных интересов. Государство выступает как выразитель и защитник интересов общества в целом при охране частной собственности, как двигателя экономического развития. Тем самым государство стремится примирить интересы, стабилизировать ситуацию, но и обеспечить процесс модернизации.

Таким образом, налицо объективная необходимость государственного воздействия в условиях рыночной конкуренции. И это воздействие осуществляется в правовом поле. Правое регулирование при всем своем многообразии имеет все же границы своего влияния. Прежде всего, необъятность и многообразие. Поэтому именно для экономической сферы, сферы производства и обмена господствующей является диспозитивные формы правового регулирования, когда субъекты самостоятельно, в результате переговоров, определяют взаимные права и обязанности. В случае споров и конфликтов, они имеют право обратится за помощью к государству. Кроме того, нормативные акты отрасли гражданского права написаны таким образом, что являются частью любого договора, если оное не определено в самом договоре. Поэтому тексты договоров в нашей стране небольшие по объему, так как большая часть норм прописана в законе и в случае спора будет действовать положение, указанное в законе. Однако, сохраняется понятие «обычаи делового оборота», легитимируя тем самым формы отношений, возникшие за пределами правового регулирования и без участия государства.

Главным препятствием правового обеспечения экономики является коррупция, как возможность и стремление вывести за пределы сферы права, регулировать отношения иными, незаконными средствами в целях, отличных от интересов общества и государства. Коррупция (от лат. corruptio – подкуп или corrumpere — растлевать) – использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Это одна из самых серьезных проблем российского общества, ущерб от которой выражается не столько в суммах взяток, сколько в сдерживании экономического развития страны. Право запрещать или не разрешать, существование разрешительной системы, любая форма нерыночного распределения ресурсов – являются почвой для коррупции.

Коррупция очень трудно определить как термин или понятие. Все понимают, что это такое, но выразить в совестной форме исчерпывающее определение пока не получается. Так, например, в документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это узкая трактовка и предназначена для оценки деятельности государственных лидеров, государственного аппарата. []

В нашей стране коррупция определяется шире и делится оп видам юридической ответственности на гражданско-правовые, административно-служебные и уголовные. Так в УК РФ установлена уголовная ответственность за действия, понимаемые как коррупционные, а именно: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, присвоение и растрата вверенного имущества с использованием служебного положения, подкуп в коммерческих и иных организациях. В последнее время появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее, но они не внесены в Уголовный кодекс и не подлежат уголовному наказанию.

При всем многообразии определений их можно свести к трем причинам: возможность присвоения ресурсов через обладание властью, конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью и несовершенство законодательства. Считается, что коррупции подвержены только лица, обладающие дискреционной властью — способностью распределять ресурсы, собственником которых они не являются. И не только материально-финансовых. «Право подписи» - тоже ресурс. Главный сдерживающий фактор — риск разоблачения и наказания.

В заключении следует отметить, что право и система правового обеспечения экономики не является нечто застывшим и неизменным. Право не только расширяет или сужает сферу своего обеспечения, то есть развивается количественно, но изменяется качественно. Допуская, признавая, а затем включая в себя новые формы и сферы правового регулирования, право развивается само. Предпосылкой этого служит политическое развитие общества, политический процесс. Он же является и результатом изменения содержания правового обеспечения экономики. Политика и право находятся в состоянии диалектического единства. В свою очередь, экономические законы в силу своей объективности оказывают влияние на темпы государственного развития, являются условием реальности и эффективности внутренней и внешней политики государства.

 

 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.