Home Хоз.право Тема 2. Правовые формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность.
Тема 2. Правовые формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность. PDF Печать E-mail
Автор: Александр Леонтьев   
16.03.2012 13:07

Тема 2. Правовые формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность.

Цели и принципы государственного воздействия на экономику. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности. Средства и методы государственного регулирования. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Выступление государства в хозяйственном обороте в качестве собственника, инвестора и заказчика. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые требования к ведению предпринимательской деятельности (в области пожарной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм).

Закрепляя право на свободу предпринимательской деятельности, Конституция Российской Федерации формулирует его в качестве права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Между тем государство не отстраняется от участия в деле обеспечения экономического развития страны. Основания для государственного вмешательства в экономику лежат преимущественно в сфере публичных интересов. Это выражается в нескольких уровнях.

Во-первых – это собственно правовое обеспечение предпринимательской и иной экономической деятельности. Здесь государство выступает монополией, дополняемой обычаями делового оборота.

Во-вторых государство в лице органов государственной власти выступает непосредственным участником экономического оборота.

В-третьих, воздействует на экономические процессы в рамках компетенции: налоговое, таможенное, внешнеэкономическое и т.п.

Цель правового обеспечение экономики – правовыми средствами поддерживать и совершенствовать эффективность экономического механизма, экономики страны в целом, не допускать вакуума координации воспроизводства, обеспечивать балласт частных и публичных интересов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности не ограничивается сферой малого бизнеса и не обязательно выражается в его поддержке.

Принципы правового регулирования экономики - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм.

Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

Принцип государственного регулирования экономической деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

Принцип законности раскрывается через два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность самих законов, а именно правовых актов, законную основательность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих экономическую деятельность вообще и предпринимательство в частности.

Под правовым обеспечением экономики, предпринимательской деятельности понимается прежде всего формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность, складывающаяся из следующих основных элементов:

1) объективная ситуация, экономическая конъюнктура и складывающиеся тенденции на рынках ресурсов и рынках продуктов;

2) инфраструктура экономической сферы, включающая не только материальные, частные финансово-кредитные, но законодательные и иные правовые институты, которые государство призвано формировать и совершенствовать;

3) общественные отношения - политические, социальные, культурно-идеологические, правовые, обеспечивающие легитимность предпринимательской активности и степень выраженности общественных интересов в сфере правового регулирования экономики.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Здесь используемые средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Но все эти средства основаны на Законе.

Косвенные методы государственного регулирования базируются на внеадминистративных, экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

- валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

- регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

- патентное законодательство;

- защиту прав потребителя;

- государственные контракты;

- экспорт товаров и технологий двойного назначения;

- государственное содействие частному предпринимательству.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов.

Этой общей цели подчинен ряд задач:

-                 обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

-                 формирования государственного бюджета;

-                 защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

-                 обеспечения занятости населения;

-                 обеспечения безопасности и обороны страны;

-                 реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

-                 соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей. Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением «правил игры», прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции Российской Федерации, которая допускает известные ограничения действий хозяйствующих субъектов в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55), защищая тем самым публичные интересы. С другой стороны государство выступает в хозяйственном обороте в качестве собственника, инвестора и заказчика.

Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги.

Придерживаясь последовательного курса либерализации цен как необходимой предпосылки развития рыночных отношений, названные нормативные акты устанавливают, что государственному регулированию подлежат в основном цены на продукцию естественных монополий, определенных Федеральным законом "О естественных монополиях".

Перечни товаров, работ и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждены три таких перечня:

1) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти;

2) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) Перечень услуг в сфере транспорта, снабжения и сбыта, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (этот перечень носит не директивный, а дозволительный характер).

Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

Существуют и иные косвенные средства регулирования, основанные на нормативно-правовых актах, но имеющие экономическую природу. Это, прежде всего налоговое воздействие, регулирование внешнеэкономической деятельности, как путем регулирования таможенных платежей, так и путем установления квот и тарифов. Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности.

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму. Право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

 
© 2018 docpol.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.